http://www.mantra-opt.ru/

Подписка на новости



«Зодчество VRN 2016»: сплав искусств.

«Есть не так много городов, откуда залетные ветра заносят в нашу московскую метрополию новости урбанистики», - так начинается пост Петра Иванова на его страничке в фб.

И эта фраза является продолжением моих утренних мыслей о том, что пора бы, пора написать о своих впечатлениях от воронежского форума «Зодчество VRN», который отшумел в прошлую пятницу, 9 декабря, и на котором я побывала в качестве спикера с докладом «Городские парадоксы. Масштаб и баланс».

15.12.2016, 17:03 | Автор: Людмила Малкис



Сразу отмечу, что за последний месяц это уже вторая моя поездка в Воронеж. В первый раз я побывала здесь в составе небольшой группы архитекторов – мы ездили на Молодежный Форум «Города». Перед нами тогда стояла задача вдохновить на создание концепций развития различных территорий молодых специалистов самого разного профиля, которые приехали со всей России. У нас в запасе было два с половиной дня и две ночи, и, кажется, эксперимент удался. Увлекательнейший опыт, который вытряс из нас все силы, но вместе с тем вдохновил.

Итак, вторая моя поездка была другой, хотя бы потому, что я ехала уже в знакомый мне город.

В аэропорту нашу весьма представительную группу, в которую я имела честь быть приглашенной, в составе Почетного Президента Союза Архитекторов России А.В. Бокова, Президента Союза Архитекторов России Н.И. Шумакова, архитекторов Влада Кузьмина, Ярослава Ковальчука, Олега Шапиро и Анастасии Альбакриновой (Самара) встречала хрупкая  молодая женщина Марина Владимировна Ракова, главный архитектор Воронежской области. Мы уже общались с ней по телефону, когда она лично обзванивала каждого участника с тем, чтобы обсудить темы выступлений и провести такой небольшой conference-call. Признаюсь, что и этот звонок, и общий уровень организации приятно удивил таким уже довольно редким вниманием к деталям.

Из аэропорта мы за двадцать минут добрались до уже знакомого мне отеля, где в номере меня ждала удивительная книга из тех редких экземпляров, которые делаются с большой любовью и сами по себе уже являются культурными маркерами: «Между небом и асфальтом. Визуально-поэтическая бродилка по Воронежу». А рядом с книгой – воронежские осенние яблоки…

Между небом и асфальтом. Поэтическая бродилка.

Тем же вечером я познакомилась с потрясающей девушкой, журналистом Милитой Герберсаген. С ней и ее коллегой-фотографом из «РИА Воронеж» мы провели вечер вместе, переезжая от здания к зданию и обсуждая увиденные новые «приметы города». Признаться, Милита выбрала для нашей экскурсии самые обсуждаемые и весьма спорные городские объекты, о которых я рассуждаю-размышляю здесь.

На фото: работы фотографов с выставки

Снег и ветер в лицо, наши короткие перебежки от одного здания к другому, разговоры, обмен мыслями... так и катился этот большой день к своему финалу… А завершился он в очень приятном месте, гастробаре Just, который к этому часу заполнился до отказа публикой, в основном молодыми людьми. Мы с Милитой выдохнули, заказали себе дивный кофе и морковный торт (кстати, здесь он самый вкусный из всех, что мне приходилось пробовать - рекомендую) и, наконец, просто поговорили «за жизнь». Выяснилось, что Милита приехала в Воронеж семь лет назад с Чукотки, а свое имя получила от пробабки, немки по происхождению. Когда этот факт обнаружился, мне стало понятно, откуда на Чукотке такие высокие блондинки.

И теперь уже она рассказывала мне о прекрасной северной природе, полярной ночи и городе, в котором невозможно жить, но который невозможно забыть и разлюбить...

Такие вот поэтические вечерние бродилки получились.

Между тем, форум приближался.

И, признаться, после московского «Зодчества», которое меня, к сожалению, огорчило в этом году, о чем я писала у себя в фб, мне было интересно и страшновато думать о том, что же нас ждет здесь. Согласитесь, когда тебя встречают так вот, с любовью и вниманием, одаривают заботой, оставаться бесстрастной и критически настроенной сложно. Тем не менее, организаторы настаивали на критической оценке форума, поэтому я отбросила сантименты и решительно ринулась в это мое новое воронежское утро 9-го декабря.

Как организатор многочисленных мероприятий, я, конечно же, в первую очередь оценила концертный зал – это не самое простое место для архитектурного фестиваля. Старые советские интерьеры самодостаточны и не очень-то доброжелательны к искусствам, тем более современным. Вдохнуть в них жизнь и создать открытую для диалога и позитивную среду весьма сложно. И здесь успех целиком зависит от энергии, таланта и финансов, а также, как в данном случае, таланта создавать «что-то хорошее» в отсутствие этих самых финансов. Но еще в большей мере от желания людей, которые стоят во главе процесса. И так же, как недавно в Казани, я была удивлена тем, насколько же уровень, как мы говорим, «регионов» стремительно растет. Я не ожидала увидеть такое понятное, хорошо структурированное, пульсирующее жизнью пространство.

Начнем с того, что на двух этажах нас ждали работы участников конкурса «Зодчество VRN». Их было более двухсот. Между тем, сами планшеты были выполнены на основе очень добротного дизайн-макета, что позволяло без труда и с интересом их «читать». Единая структура работ и подача позволяли в течение нескольких минут сориентироваться в этой массе печатного материала.

Но я не буду писать про конкурс, хотя с интересом отметила для себя, что работы приехали из разных городов России. Вместе со своими авторами. Кстати, всего Фестиваль посетило более 3000 человек. Среди них – студенты, практикующие архитекторы и представители администраций городов. Открывал Фестиваль губернатор Воронежской области Алексей Васильевич Гордеев.

На фото: Президент Союза архитекторов России Н.И. Шумаков, губернатор Воронежской области А.В. Гордеев (фото предоставлено пресс-службой Форума «Зодчества VRN»)

По словам Марины Владимировны Раковой, в этом году традиционные фестивальные три дня урезали до одного. И ей, как организатору, уместить в один день весь объем того, о чем хотелось поговорить, было довольно сложно.

Хотя мне совершенно очевидно, что один такой продуктивный день может быть гораздо эффективнее, чем три. Даже с той точки зрения, что приходится отбирать лучших спикеров, лучшие доклады, лучшие проекты и самые актуальные темы. Для меня гораздо важнее именно контент, а не период. Единственный минус в данном случае заключался в том, что, как отметил Президент Союза Архитекторов России Н.И. Шумаков: «…публика, горожане, к сожалению, не смогли ознакомиться с работами и принять участие в фестивале»

Кстати, важная деталь – довольно плотная программа Фестиваля была очень хорошо артикулирована (так же, как и на Форуме в Казани «Среда для жизни: новые стандарты»). Организаторы доносили информацию до участников всеми возможными способами: и аудио-объявления, и буклеты с программой, и объявление программы в финале официальной части, и, конечно же, подробные и заблаговременные анонсы на сайте помогали участникам определиться со своими предпочтениями заранее или на месте. Что крайне важно для подобных деловых форматов.

На фото: работы конкурсантов

Мне выпала сложная задача делать доклад в одновременно с Олегом Шапиро, который выступал в большом концертном зале при полном аншлаге (после лекции его буквально окружили фанаты для совместного фотографирования «на память»). Тем не менее, к моему удовлетворению, наш небольшой зал также наполнился участниками, в основном практикующими архитекторами и представителями администрации и, мы прекрасно провели время, размышляя о городских парадоксах.

Кстати, на свой доклад я чуть не опоздала.

Спросите почему?

На фото: работы художников с выставки

Я не могла оторваться от музыкально-поэтического перформанса с участием актера Андрея Мирошникова, который читал отрывки из «Цитадели» Антуана де Сент-Экзюпери. И, поверьте, это было одно из сильнейших переживаний от созерцания прекрасного за последнее время. Пожалуй, такой же эффект произвело выступление Евгения Асса на Фестивале в «Вазари» в Нижнем Новгороде. (Евгений Викторович подготовил к своему юбилею «Простой концерт для скрипки с архитектором», который вместе с ним исполнители Елена Ревич (скрипка) и Марк Булошников (фортепиано)).

Придумала и спродюсировала  театральную составляющую «Зодчества VRN» (собственно, как и все остальное) команда Марины Раковой - Андрей Еренков и Светлана Степанцова. Они хоть и чиновники Управления архитектуры и градостроительства Воронежской области, но из числа тех, которые нам нравятся -  молодые, творческие и очень активные.

Собственно, и во время театральных зарисовок, и во время докладов я не видела равнодушных лиц – люди пришли не для «галки», а потому что им важно то, что происходит в городе и с городом.

А параллельно с архитекторами, музыкантами, поэтами и актерами в Фестивале активно участвовали художники и фотографы. Они были представлены на каждом этаже как выставками, так и интерактивными акциями, очень органично вплетенными в деловую программу. На мой взгляд, «Зодчество VRN» явило публике достойнейший образец того, что мы называем «сплавом искусств». Как сказал Андрей Боков, Почетный Президент Союза архитекторов России, "без любви архитектура - это набор холодных и рассудочных конструкций".

Я рада, что побывала на Фестивале и окунулась в эту воронежскую жизнь с головой.

Что же тут добавить?

Собираюсь посетить «Платоновский фестиваль» летом, чувствую, что хочу снова вернуться в этот город.

И огромное спасибо организаторам за приглашение, теплый прием и искусство!

На фото: волонтеры фестиваля


Фото: Л.Малкис (iPhone)

Все фото здесь


Еще по теме:
Урбанисты
Колумнисты

Просмотров: 4393

Оставить комментарий

Популярные статьи

Конкурсы

Все конкурсы