Подписка на новости



FAIR ENOUGH или pUnk’S nOt deⒶd

Архитектурный фотограф во втором поколении Юрий Пальмин, сын не менее известного Игоря Пальмина, «открывшего» для многих стиль модерн, делится впечатлениями о Венецианской биеннале-2014: "На биеннале 2012 года я не был в российском павильоне, демонстративно переходил на другую сторону улицы, завидев знакомого. В стране только что приговорили художников Надю, Катю и Машу к двум годам лагерей за кощунство по канону Трулльского собора, а здесь демонстрировали инновационный пузырь Сколково, обреченный уже тогда на медленное и нудное сдутие.

Из России 2014 года тогдашняя обстановка кажется невинной утренней зарядкой расстрельного взвода. Моя страна ведет необъявленную войну в соседнем государстве, тратит мои деньги на зомбирование населения имперской пропагандой и вербует в союзники международную гопоту. А я спокойно иду в российский павильон в Джардини – и мне там нравится."

16.06.2014, 16:03 | Автор: Юрий Пальмин



И совсем не потому, что я немного поработал для проекта, и не потому, что и кураторы, и работники павильона – мои добрые друзья и отличные ребята. Мне довелось приложить руку ко многим экспозициям в нашем павильоне, начиная с 1996 года, и хороших знакомых в архитектурной среде у меня тоже немало. А потому, что в этом году команда Стрелки каким-то чудом соорудила невероятно цельную и осмысленную конструкцию, впервые за многие годы российского присутствия на биеннале имеющую отношение к местной реальности. 
Это такая панк-опера про дорогу в ад, вымощенную модернистскими благими намерениями. Так мог бы выглядеть концерт Pussy Riot в Сколково на деньги Вексельберга. Это запредельно злое, циничное и смешное действо, исключительно точно описывающее наше настоящее, паразитирующее на нашем прошлом за наш счет. 

Поднявшихся на второй этаж приветствуют барышни-администраторы за стойкой регистрации. Получив гостевой бейдж, вы проходите в основное пространство и оказываетесь в таком миниатюрном Экспострое на Нахимовском. Выставочные стенды разного размера и стоимости схожи какой-то очень родной и знакомой неприглядностью. На стендах работают вежливые люди – выдающиеся, между прочим, специалисты в разных областях: от социологии до истории (и практики) архитектуры. Эти люди заговаривают с вами, рассказывают о своих компаниях.

Вот самый большой стенд бюро Shchusev Architects, основатель фирмы был феноменальным приспособленцем и коллаборационистом, строил все, что скажут: от православного храма до языческого мавзолея, пережил три режима, заложил основы профессионального цинизма и помер классиком. Вот Financial Solutions, они работают под девизом «Как было, только лучше» и занимаются сносом и последующим повторным строительством памятников архитектуры с улучшением внешнего вида и повышением функциональности. Dacha Co-op предлагает вам пожить на складе ваших же ненужных вещей. Lissitzky обеспечивает дизайн-сопровождение любых идеологий, Young Pioneer Palace Atelier противопоставляет развлекательному упадку Диснейленда строгий образовательный пафос советского детского учреждения.

Я был свидетелем того, как глаза посетителя округлялись от ужаса, когда Василий Аузан спокойно объяснял ему, что Шуховская башня только выиграет, если мы ее сначала снесем, а потом построим заново из более лучших материалов в составе нового бизнес-центра с подземной автостоянкой. Были люди, готовые сотрудничать с компанией Estetika Ltd, поставщиком золотых наличников для небоскребов в русском стиле. В спертом воздухе выставки-ярмарки ироничная мистификация превращалась в жестокую насмешку.

Обсуждая экспозицию Fair Enough с разными людьми я часто обнаруживал резко отрицательную реакцию на выставку среди тех, кто, казалось бы, должен был совершенно однозначно прочитать ее несложное послание. Как правило, меня убеждали, что кураторы «не имели в виду ничего такого, это просто веселый капустник в стиле Стрелки». Я даже не буду спорить с этим, потому что мне совершенно все равно, кто что имел в виду. Снятие с выставки в последний момент стенда компании Gulagstroy и замена его офисным кулером, это спланированная провокация или обычная минкультовская глупость? Совершенно неважно. Как неважно и то, что другие павильоны, где экспозиция построена на непосредственном общении, например США или Швейцарии, продолжат работу в штатном режиме все шесть месяцев выставки, а наш будет просто зарастать паутиной под присмотром немногочисленных смотрителей. Это панк, он так выглядит.


Конечно же, тема коммодификации модернистских идей не является специфически местной. Куратор нынешней биеннале Рем Колхас даст любому Щусеву фору по части цинизма и коллаборации. Однако наша экспозиция точнее прочих, на мой взгляд, реагирует именно на политическую составляющую проблемы кризиса модерности. Не так страшен черт, как его малюют, говорят нам кураторы. На самом деле он гораздо страшнее.


E-mail: ypalmin@gmail.com
Город: Москва

Послужной список:
Профессиональную карьеру начал в 1989. Фриланс с 1991. Работает по заказам ведущих российских и зарубежных архитекторов. Сотрудничает с популярными и профессиональными изданиями, включая AD Magazine, Vogue, World Architecture (Англия), RIBA Journal (Англия), Icon Magazine (Англия и США), Domus (Италия), Abitare (Италия), Speech(Германия — Россия), Проект Россия и другими. Автор иллюстраций к книгам о современной и исторической российской архитектуре. Участвует в художественных проектах совместно с известными художниками А.Кирцовой, А.Бродским, Вл.Ефимовым, С.Леонтьевым.

Выставки (избранные):
1991: Zurich + Moscow, Москва, Цюрих
1995: Новый Конструктивизм, 
Арт-Манеж, Москва
2000: Instrumenta, Москва (совместно с А.Кирцовой)
2001: Музей Архитектуры, Москва, персональная
2002: ОБОРОНА/LA DEFENCE, 
Арх-Москва
2004: Berlinwallpaper, Красноярск (совместно с Вл.Ефимовым)
2006: Участие в Венецианской Биеннале Архитектуры (совместно с А.Бродским)
2008: Орнаменты, Музей Архитектуры, Москва
2009: Эхо деревянного века, Музей Архитектуры, Москва

Награды:
2001: Спецприз Серебряной Камеры, МДФ, Москва
2002: 
Арх-Москва, первое место за некоммерческий проект

Образование:
1986: МГУ, филфак, отделение прикладной лингвистики.

Кредо:
Я верю в честную фотографию с безусловным приматом объекта над любыми творческими потугами фотографа. Устанавливая личные визуальные отношения с объектом, я всегда стараюсь передать его в своей работе таким, какой он есть, избегая зависимости от «точки зрения». Для меня фотография — это то, что я видел, а не то, как я вижу.

Источник

 


Еще по теме:
Арт-интервенции
Признание
Колумнисты

Просмотров: 3980

Оставить комментарий

Популярные статьи

Конкурсы

Все конкурсы