Подписка на новости



Телеграмм

Переходите на канал Люся ин да хаус !



Реклама

«Осознанность меняет среду» — организатор «Архстояния» об осеннем экофестивале в Крыму

18-19 октября в Крыму пройдет фестиваль Алушта.Green. Его организуют бизнесмен Александр Лебедев, Благотворительный Резервный Фонд и проектная группа «8 линий». ARCHiPEOPLE побеседовал с Юлией Бычковой — управляющим партнером «8 линий», директором арт-парка «Никола-Ленивец», продюсером фестивалей «Архстояние» и «Арт-Овраг». Она рассказала, зачем проводить фестиваль в Крыму после завершения туристического сезона и как культура может изменить городскую среду.

17.10.2019, 22:49



На фото: театр Картония

Юля, сложно ли организовать фестиваль в Крыму?

Каких-то специфических сложностей нет. Есть обычные сложности, связанные с заходом на новую площадку. Сейчас в Крыму достаточно благоприятная ситуация для того, чтобы делать фестиваль. Главный плюс — природная красота, которая вдохновляет и располагает к работе.

 

Почему вы решили проводить фестиваль осенью, уже после окончания туристического сезона?

Этим фестивалем мы хотим продлить сезон, но не для туристов, а для местных жителей. Основная аудитория нашего фестиваля — это жители Алушты и близлежащих городов. Мы хотим провести фестиваль с людьми, которые живут и развивают этот город, а не приезжают на два-три дня. Мы хотим, чтобы этот проект занял особое место в сердцах местных жителей, чтобы они присвоили себе этот фестиваль и помогали нам делать его каждый год.

 

Каким образом вы вовлекаете в проект жителей Алушты?

На «Арт-Овраге»* мы отработали действенную методику вовлечения местных жителей в программу фестиваля и сейчас полноценно ее используем: вовлекаем людей на всех уровнях: сразу предложили администрации стать соорганизатором события, чему они были очень рады и сразу включились. Предлагаем местным жителям участвовать в образовательных программах или создавать их вместе с нами, становиться партнерами, лекторами и менторами программы. Уже собрали около 200 волонтеров из трех крымских городов .Вовлекаем через прямые рабочие задачи — на данный момент у нас работает уже пять человек, которые создают фестиваль вместе с нами. Мы даже проводим конкурс на лучший костюм для карнавального шествия. Приз — поездка в Швейцарию, город Люцерн. Мы сотрудничаем с малым и средним бизнесом города. Фестиваль так или иначе затрагивает все слои населения.

И, надо сказать, что алуштинцы очень отзывчивы. Если в первые годы «Арт-Оврага» мы боролись за каждого выксунца, то здесь мы намного меньшими усилиями вовлекли и увлекли большее количество людей, о чем можем судить по регистрациям на мастер-классы и отзывам в соцсетях. Но посмотрим, что будет на фестивале, потому что предварительная работа не может быть показательной.

 

Какую цель вы преследуете?

Самый важный результат, который  приносят культурные проекты в городах — это формирование гордости жителей за собственный город. И это долгий процесс, поэтому такой проект не может быть одноразовым. Мы исповедуем метод мягкого долгого входа на территорию и работу с творческим  потенциалом людей. За три года работы в Выксе мы сделали больше, чем ожидали. Мы заложили фундамент местной художественной институции, которая формирует художественную повестку города, мы раскрыли более двух десятков местных художников, которые почувствовали свою ценность, получили новые компетенции по работе со своим творчеством и развитию себя как художников. Благодаря проекту реконструкции центрального парка администрация получила  крупный  федеральный грант на его реализацию. Эти гранты были получены в том числе  благодаря тому, что «Арт-Овраг» создает культурную повестку не только города, но и региона.

И «Арт-Овраг» и «Алушта.Green» — это события, которые формируют городскую идентичность. В постсоветском пространстве многие города не могут сформулировать, в чем их уникальность. Поэтому крупные событийные проекты во многом помогают активистам и администрации сформулировать это для себя. При благоприятном развитии это становится базой и для бренда города, и для коммуникации на разных уровнях.

И, как следствие, местные жители  начинают вкладываться в свой город, а не просто пользоваться им. Это напрямую не останавливает отток молодежи из городов, но, в случае с Выксой, например, повышает процент возвратов. Молодые люди, получив образование и какой-то опыт все-таки возвращаются в город и начинают в него вкладывать свои силы, потому что культура вдохновляет. Люди начинают обращать внимание на собственный город, на среду и стараются сделать ее лучше.

Глобальная цель фестивалей и «Арт-Оврага», и «Алушты.Green» — развитие городской среды. Место проведения фестиваля в Алуште было выбрано не просто так. Он будет проводиться на той части набережной, на которой планируется создать современное общественное пространство. Этим фестивалем мы хотим обратить внимание на потенциал набережной и понять, какими могут быть сценарии ее использования, чтобы в дальнейшем сформировать проект развития.

Организатор фестиваля, Александр Лебедев, открывает в Алуште «Арт-набережную» и готов поддержать создание концепции для неё с тем, чтобы эта концепция попала на конкурс малых городов и исторических поселений, который проводит Минстрой России. Заявку должна подать администрация города до 31 октября. Время на создание проекта — до середины марта. Надеемся успеть в этом году.

 

Каких художников и архитекторов вы привлекли для преобразования «Арт-набережной»?

На  «Арт-набережной» будет выставлено более десятка арт-объектов и настенных росписей таких художников, как Николай Полисский, известный своими деревянными работами для «Архстояния», Максим Свищев, работающий на стыке реального и виртуального миров, «Crocodile power» (Петр Голощапов, Оксана Симатова), Сережа Овсейкин (ZUKCLUB), NOOTK, WERT159, SHEN и др. В городе появятся росписи таких граффитистов, как Дарион Шаббаш, работы которой известны далеко за пределами постсоветского пространства. Мы уже заложили начало формирования коллекции уличного искусства, которая станет центром притяжения и центральный акцентом этой части набережной. В дальнейшем Александр Лебедев планирует развивать эту коллекцию, расширять ее для того, чтобы формировать комфортную среду и привлекать больше людей.

 

Как можно определить, что вы достигли каких-то результатов по итогу одного фестиваля?

Хороший результат фестиваля — это позитивные отзывы, наличие местных жителей в программе фестиваля, желание его продолжать как у администрации, так и у горожан. И, конечно, хорошие результаты — это участие людей в образовательной программе. У нас планируется большая образовательная программа в лектории фестиваля. Будут работать три эко-станции: ReCycle, ReUse и RePair, на которых люди смогут узнать, как вести экологичный образ жизни и даже сделать первые шаги. Наша задача — транслировать новый формат осознанного отношения к окружающей среде через языки современной культуры. Если эти программы будут востребованы, то мы будем считать, что фестиваль прошел успешно.

Люди смогут увидеть, что можно делать что-то с оглядкой на экологию. С нами работают экологические активисты Ялты, Симферополя и Алушты. У нас будет раздельный сбор мусора, на фудкорте будет капшеринг, то есть не будет пластиковой одноразовой посуды. Мы не используем никаких фейерверков и воздушных шариков, пластиковых бейджей, не продаем пластиковые сувениры.Мы стараемся не использовать большое количество баннерной рекламы, а те баннеры, которые используются, будем отдавать в переработку. Например, из баннеров делают шикарные рюкзаки. Мы даже нашли таких мастеров, в том числе, в Крыму.

На фото: деревянный слон Николая Полисского

Почему тема фестиваля — Африка?

В этом есть экологические мотивы. Александр Лебедев попросил нас, чтобы мы обратили внимание на экологические проблемы и проблемы животных через культуру. Сам он занимается защитой африканских слонов. Плюс, в Сочи практически через неделю после фестиваля будет проходить саммит африканских стран. В этом есть определенный политический контекст, который позволит нам обратить внимание властьдержащих персон, которые посетят нашу страну, на экологические проблемы Африки. Мы покажем им, что нам в России не все равно. Это опосредованная задача, но мы считаем, что она вполне благородная.

Конечно, в первую очередь, мы хотим сами быть образцом экологических трендов  и рассказать о том, что каждый может относиться к среде вокруг внимательно и осознанно — неважно, городская это среда, или природная. Нам всем легче живется в комфортной среде. Если люди на всех уровнях это осознают — начнется движение в нужную сторону.


«Арт-Овраг» — фестиваль, который проводится в моногороде Выкса с 2011 года. Фестиваль стал катализатором развития города, и сейчас Выкса стабильно занимает лидирующие позиции в рейтинге развития моногородов России.

Еще по теме:
Художники

Просмотров: 9170

Оставить комментарий

Телеграмм

Переходите на канал Люся ин да хаус !





Конкурсы

Все конкурсы