Подписка на новости


СООБЩЕСТВО АРХИТЕКТОРОВ, ДИЗАЙНЕРОВ, ТВОРЧЕСКИХ ЛЮДЕЙ


Щусев в Бари

Об одном из итальянских щусевских объектов написали и выпустили этой осенью книгу архитекторы-исследователи Марианна Евстратова и Сергей Колузаков. Впечатлениями от результатов пятилетней работы авторы издания «Храм Святителя Николая в Бари. Проект архитектора А. В. Щусева» поделились с ARCHiPEOPLE.

20.11.2017, 13:24 | Автор: Маргарита Чубукова



Расскажите, пожалуйста, о книге и подходе, которого вы придерживались, работая над ней. О чем она вышла?

 

Книга «Храм Святителя Николая в Бари. А.В. Щусев» посвящена одному из немногих памятников русской архитектуры начала ХХ века, находящихся за пределами нашей страны, в Италии. История его создания связана с именами Алексея Викторовича Щусева, великой княгини Елизаветы Федоровны, императора Николая II, ряда крупнейших художников того времени. Несмотря на определенную известность в кругу специалистов в области храмового зодчества и среди паломников к мироточивым мощам святителя, русское подворье с Никольским храмом мало изучено. История его проектирования и строительства долгое время оставалась мифологизированной, как, впрочем, и остальное архитектурное творчество Щусева.

Храм был построен уже после революции. Он долгое время принадлежал Италии, в этот период был «перепрофилирован», что и привело к многочисленным утратам. Позднее, после возвращения памятника России и восстановления статуса православной паломнической обители, причиной бездумных поновлений и крайне неудачных докомпоновок стало отсутствие достоверной информации об объекте.

В процессе работы над книгой мы поставили перед собой несколько основных задач. Во-первых, опираясь на архивные источники, дать цельную соответствующую действительности картину исторических событий, развернутых вокруг подворья. Во-вторых, максимально полно показать процесс проектирования этого объекта Щусевым (так называемую «творческую кухню» архитектора). В-третьих, прояснить круг лиц, принимавших участие в создании храма и странноприимницы (дома для приема странников) — среди них были заказчики, помощники архитектора, художники, инженер, подрядчики, мебельщики и т. д., и описать их вклад.

Все это позволяет узнать, каким подворье виделось своим создателям, в каком виде было осуществлено и как должно было быть завершено. Именно так мы можем оценить масштаб замысла Щусева, место постройки в его творческой биографии.

 

Можно ли считать вашу книгу исключительно искусствоведческой?

 

Изначально она была ориентирована на всех интересующихся историей русской архитектуры начала ХХ века, русским стилем, русским модерном. Но в связи с почитанием святителя Николая и популяризацией паломничества к его мощам она будет интересна и широкому кругу читателей.

Немногие из наших современников слышали об Императорском православном палестинском обществе: что это за организация и какую роль она сыграла и продолжает играть в истории храма Св. Николая в Бари? Как проект получил А.В. Щусев?

 

Императорское православное палестинское общество (ИППО) — это гуманитарная организация, созданная в России в 1882 году. Ее основными задачами были — содействие православному паломничеству на Святую землю и научные изыскания в этой области. Святитель Николай также интересовал их как один из самых почитаемых святых на Руси, а также небесный покровитель императора Николая II. Председатель ИППО, великая княгиня Елизавета Федоровна, пригласила для проектирования подворья в Бари именно Щусева во многом благодаря успеху построенной им для великой княгини Марфо-Мариинской обители в Москве.

 

В предисловии к книге Дм. Швидковский характеризует эпоху, в которую был построен храм в Бари (предреволюционное начало XX века), как «время российской истории, как бы “нависшее над пропастью”» и, по выражению И.С. Шмелева, как время «перед сошествием во ад». О чем идет речь? В каком историческом контексте создавался храм Св. Николая?

Речь идет о необыкновенном расцвете храмоздания и церковного искусства перед революцией в России, приведшей к гонениям на церковь, длительному разрыву в преемственности, традициях создания и украшения храмов. Разрыву, который с огромным трудом преодолевается в наше время. Подворье русской православной церкви в Бари проектировалось накануне Первой мировой войны, и значительный этап строительства был завершен в военное время, серьезно осложнившее этот процесс. Революция в России сделала невозможным полное завершение храма и странноприимницы, их художественное оформление. Это одна из важных проблем, затронутых в книге.

 

Поделитесь, пожалуйста: как вы занимались исследованием? Как оно началось, где и с какими источниками вам удалось поработать? Что вас удивило, когда вы восстанавливали факты о строительстве подворья в Бари?

 

Исследование заняло более пяти лет. Сначала были изучены документы, хранящиеся в российских государственных архивах. Параллельно, разбирая частный архив наследников Щусева, мы выявили его деловую переписку и большую часть авторской архитектурной графики, связанной с Бари. Эти находки сформировали основной каркас книги. В последние полтора года, кроме работы над текстами, активно изучались графические и фотографические материалы из собраний различных музеев. Здесь следует отметить замечательные проектные листы к подворью, хранящиеся в московском Музее архитектуры (ГНИМА им. А.В. Щусева) и в петербургском Музее Академии художеств (НИМРАХ), уникальную фотосъемку всех этапов строительства, хранящуюся в Музее истории религии.

Когда мы занимались запросом изображений для издания, у нас возникла идея выставки «Итальянские постройки Алексея Щусева» для Музее архитектуры. В результате ее удалось организовать, и она продлится до 6 декабря 2017 года.

Во время работы с музейными собраниями очертания обрел интереснейший сюжет — тема росписей храма Святителя Николая. В книге особое внимание уделяется тому, что круг художников и задуманная программа росписей оказались намного шире, чем считалось ранее.

 

Об «итальянских» проектах А.В. Щусева вы уже писали (Евстратова М., Колузаков С. Русский павильон в Венеции. А. В. Щусев, Гараж. М., 2014), выстраиваются ли выходящие книги в серию? Каковы планы на будущее?

 

Книга о храме в Бари, действительно задумывалась как продолжение серии, посвященной ключевым проектам и постройкам Алексея Викторовича Щусева. Их объединяют и единый дизайн, и схожая структура, и расстановка определенных акцентов. Обе книги имеют интереснейший и важнейший раздел «Архивные материалы», где представлены в максимально полном объеме исторические документы и деловая переписка, связанные с темой каждого издания. Благодаря этому разделу читатель может глубоко погрузиться в описываемую эпоху, узнать историю постройки непосредственно из уст ее создателей. А для историков и специалистов, это, безусловно, будет ценнейший материал, основа дальнейших научных исследований. В планах на ближайшее будущее аналогичные издания «Станция метро Комсомольская-кольцевая», «Церковь Спаса Преображения на Брадском кладбище», «Наркомзем», «Храм Св. Василия в Овруче», но это большая работа, требующая, кроме прочего, и поиска заинтересованных спонсоров.


Встретиться с Марианной Евстратовой и Сергеем Колузаковым можно будет на фестивале “non/fictio№19”.

1 декабря, в 18.00 у стенда издательства «Кучково поле» (Н-14) они прочтут лекцию «Итальянские постройки Алексея Щусева», в которой на примере книги «Храм Святителя Николая в Бари» они покажут, что зарубежное наследие архитектора еще только начинает «открываться» исследователям и поклонникам его таланта.


Еще по теме:
Архитекторы

Просмотров: 294

Оставить комментарий

Популярные статьи

Видео библиотека


Все видео

Конкурсы

Все конкурсы