Подписка на новости



Нарушенное Архмолчание

Накануне открытия фестиваля Архстояние-2012 нам довелось встретиться с первооткрывателем творческого поселения в Никола-Ленивце Василием Щетининым. Мы задали ему вопросы, о том, как возникла идея организации фестиваля и о жизни внутри него.

26.07.2012, 18:14 | Автор: Сергей Титов



Текст: Сергей Титов
Фото: архив Василия Щетинина
 
Архипипл (А.) – Многие говорят, что фестиваль меняется. Хочется услышать от первооткрывателя, в чем заключалась его идея изначально?
Василий Щетинин (В.) – Действительно, я первый появился в Никола-Ленивце. Все началось с идеи Славы Полунина построить Город Театров под Питером, куда он пригласил меня главным архитектором. Я тогда был на 4-ом курсе МАрхИ.
А. – А в каком возрасте?
В. – 24 года… в этом возрасте так и остался. Но окунувшись в театр вне сцены, увидел, что бытовая жизнь там очень сложна. Люди соединяются на сцене, выдают свой максимум и немедленно должны разбежаться. Так, как мне кажется, может жить труппа. Я понял, что его [Полунина] проект «Города Счастья» – утопия. Только соединив творческих людей разных профессий можно родить что-то стоящее. И я решил, что хочу создать такое место, которое бы объединило художников, поэтов, архитекторов, музыкантов.
А. – Философия понятна. А как искали само место?
В. – Вернувшись в Москву, я составил программу: найти удаленное от города место с дикой природой, обязательно полноводной рекой, поэтическим названием и желательно красивой историей. Чтобы притянулись люди надо было это все скомпоновать.
А. – Как натолкнулись на Никола-Ленивец?
В. – Предложили друзья, у родителей которых был дом на реке Угра. Помните, Великое Стояние на Угре? Смысл ведь его был в том, что оно стало концом рабства! Меня это зацепило.
 
 
А. – С географией и идеей все ясно. Как родился фестиваль?
В. – Фестиваль «Архстояние» напрашивался, чтобы оформить это пространство, дабы его не заняли другие проекты коммерческой направленности, которые бы погубили его.
А. – Застолбили место?
В. – Да, я вбил столбики в виде дома Юры Григоряна, полумоста Тимура Башкаева, колейчуковской "Каракатицы". И вступил в программу развития туризма области. Пришлось делать много всевозможных ходов, чтобы эти живописные территории не попали под распродажу.
А. – То есть «Архстояние» родилось как некоторая защитная мера от посягательств на земли Никола-Ленивца?
В. – Мое предложение было выйти с фестивалем на поле за пределы Никола-Ленивца и спасти его от коттеджной застройки. Там, где [Николино] Ухо, должны были строиться друзья местной администрации, на берегу Угры – какая-то диаспора. Такие баталии происходили!
А. – Фестиваль процветает. А утопия с Городом Художников удалась?
В. – Сегодня здесь ночами поют соловьи, днем воют бензопилы. Образ мирного и счастливого полуутопического рая, конечно, разрушен. Я был управляющим некоммерческим партнерством и главным архитектором проекта долгие годы. Но в 2010 году сказал: все.
А. – Подождите! 2010 – это же Архстояние-2010. Вы пригласили Кулика, придумали концепцию. Но, говорят, фестиваль провалился. Может, не в бензопилах дело?
В. – Это был один из лучших проектов! Просто он был очень скверно пропиарен, в том числе и самим Куликом с его эзотерическим подходом. Например, был придуманный мной «Солнечный круг» с глубокой философской концепцией. А в буклете его назвали просто «Круг», да и ни один журналист до фестиваля не добрался и не написал о нем.
А. – Ну это не так. Я видел, про него много где писали.
В. – Да? Хм. Но не было единой нити.
А. – Так в чем же возникли противоречия? Почему вышли из партнерства?
В. – Чтобы получить независимость и делать иные проекты на этой территории. Я уже был риелтором, геологом, ассенизатором, археологом, переговорщиком с властями. Я стал забывать, что я архитектор. Я стал административной единицей.
 
 
А. – И чем теперь занимаетесь?
В. – В рамках проекта «Архмолчание» запускаем проект «Зеленая кафедра». Наша задача – предложить некоторый другой способ развития территории. Архстояние ставит в центр объект – его создание, информационный повод вокруг объекта, ивент-наполнение. Безусловно, это привлекает множество туристов.
Но нельзя распространять эту экспансию на все остальные территории. Поэтому мы, опираясь на современные методики и экспертов (от архитекторов до киношников), проявляем это уникальное пространство, находя, а не создавая из головы новые образы.
А. –То есть исключительно из научного и исследовательского интереса?
В. – Мы не исключаем и некоторую коммерческую историю. Но не с помощью объектов, а научившись оформлять эту площадку и делая более камерные локальные события. Короче, «кино не для всех».
А. – Но на Архстоянии уже есть ландшафтная история – французы с их «Версалем»?
В. – Мы отталкиваемся от места. Если французы взяли лесной массив и, наложив на него координатную сетку, как авеню Нью-Йорка, делают парк по новейшим технологиям, то у нас первична история ландшафта. Мы хотим, чтобы люди относились к поверхности как к живому организму.
А. –То есть это будет такой натуральный природный парк?
В. – Да, но оформленный. Потому что без этого ты ничего не увидишь – все катастрофически зарастает.
А. – Архмолчание звучит как антипод Архстоянию. Вы мирно сосуществуете?
В. – Они [Архстояние] интуитивно чувствуют в нашем проекте для себя некоторую опасность, так как хотели бы охватить это все. Но наша задача не конфликтовать, а направить все в мирное русло. И если честно, я считаю, что у меня есть право первой брачной ночи!
 
 
А. – И напоследок. Помимо вашего проекта, что бы вы еще посоветовали посмотреть на Архстоянии-2012?
В. – Бернаскони строит одиозный проект при входе. Еще очень советую "Ось-тропу", проходящую через весь Версаль.
А. – Спасибо за откровенный разговор. Удачи и до встречи на фестивале!
ХРОНИКА СОБЫТИЙ ДО 2006 г. (ГОД ВОЗНИКНОВЕНИЯ АРХСТОЯНИЯ).
 
60-е
Самая крупная особо охраняемая природная территория (ООПТ) Калужской области формируются в 60-е годы прошлого столетия в Национальный Парк «Угра», его суммарная площадь составляет 200 000 гектар.
 
1997
В 1997 году по Постановлению Правительства Российской Федерации № 148 от 10.02.1997 г. образован Национальный Парк «Угра»
Общая площадь парка — 98 623 га (из них: 43 922 га — земли лесного фонда, 1 326 га — во владение водного фонда, 53 375 га — земли без изъятия).
Деревня Никола-ленивец входит в состав особо охраняемой природно-исторической территории Национального парка  «Угра».
 
1989
В этих краях объявился молодой московский архитектор Василий Щетинин, приехавший на Угру в поисках затерянного от цивилизации места. Решив строить дом, он предложил эту же идею своим друзьям - доктору Александру Горячеву и художнику Николаю Полисскому.
 
1990
К 90-м годам в деревне осталось семь ветхих домов послевоенной постройки и три местных жителя (Баба Катя, Анна Романовна и Иван Соколов(дядя Ваня)).

В Никола-Ленивце под руководством Василия Щетинина закипело строительство деревни.

В 90-м году сюда едет множество замечательных людей: погостить и помочь на первом этапе освоения деревни. Дизайнер Василий Копейко  с друзьями участвует в ночных пиратских вылазках за древесиной, а в 1997 г. решает построить в Николе свой дом.
 
1995
Архитектор Анна Чижова приезжает из Англии погостить вместе дочерью Юлей Бычковой и остается навсегда, сменив фамилию на Щетинина.
К компании примыкает бизнесмен Игорь Киреев. На его средства осуществляется реконструкция Троицкого храма (2000—2003гг.) по инициативе и под руководством Василия Щетинина. Проект реконструкции создает архитектурное бюро «Терра».
 
Игорь Киреев поддерживает художественную деятельность Николая Полисского: финансирует создание объектов художника и возит их на выставки.

1998
По инициативе жителей деревни (старых и новых) и при поддержке губернатора Калужской области  строится дорога.Это позволяет обеспечить проезд автомобилей  в Николу в любое время года.
 
2000 - 2005
С 2000 года деревня Никола-Ленивец становится форпостом лэнд-арта. Николай Полисский вместе с крестьянами, местными жителями из ближайших деревень, создает множество объектов: знаменитые армии снеговиков, башни из сена, дров, лозы. В Ленивце проходят первые публичные перформансы.
 
С 2002 года — Национальный Парк «Угра» становится биосферным резерватом ЮНЕСКО.
 
2005
Николай Полисский с Александром Пановым (автор названия «Архстояние») разрабатывают концепцию и предлагают Ю.Бычковой возглавить организационный и кураторский блок фестиваля.
Для юридических и финансовых вопросов создается Некоммерческое Партнерство «Никола-Ленивецкие Промыслы», переименованное в дальнейшем в «Проект Никола-Ленивец». В организационный совет вошли: Василий Копейко, Анна Щетинина и Василий Щетинин, а кураторскую работу передают Юлии Бычковой.
 
2006
Первый фестиваль «Архстояние».

Еще по теме:
Архитекторы
Фестивали

Просмотров: 5251

Оставить комментарий

Популярные статьи

Конкурсы

Все конкурсы