Подписка на новости


СООБЩЕСТВО АРХИТЕКТОРОВ, ДИЗАЙНЕРОВ, ТВОРЧЕСКИХ ЛЮДЕЙ


Строгановка + Чебурашкин

"Дизайнер – это профессионал, здесь нет места мистическому трансу, не нужно сидеть и ждать вдохновения, просто работай исходя из заданных условий. Мысль от глаз в руку должна поступать, не минуя мозг! В дизайне его нельзя выключать. Качественный продукт должен получатся независимо от ограничения суммы...хороший дизайн – это когда дешевая вещь выглядит дорого..." 

04.05.2011, 16:40 | Автор: Зера Черешнева



Кирилл Чебурашкин – завкафедры дизайна мебели в Строгановке, гуру студентов и человек, идущий против правил во имя дизайна. Молодой, красивый, ответственный, женатый, рассказывает нам обо всех перипетиях и изменениях в области мебельного творчества и логики высшего образования в дизайне.

 

 

Что значит «поднимать кафедру» в государственном университете старой закалки?
 
Значит, что тяжело это (смеясь), институт вообще - неоднородный организм.  Со Строгановкой отдельная ситуация, в 90х она попала в яму – поменялось абсолютно все и, главное, сменился заказчик. В частности наша кафедра была погружена в производственные заказы  и готовила выпускников к работе на отечественных предприятиях. Вся методика была построена на этом, проект предоставлялся в чертежах, условно закрашенных… Это старый метод. Современный заказчик ничего так не понимает, сейчас нужно показать картинку, которую ему сразу захочется купить, а все что касается технической составляющей – идёт само собой.
 
То есть теперь форма стала дороже содержания?
 
Нет, так нельзя сказать. Просто теперь действует  принцип первого впечатления – его можно произвести только с одного раза, у вас нет второго шанса заинтересовать заказчика.
 
А какую палку гнет «старая гвардия»? (уважительно шучу)
 
Ну… Что мы краснознаменная кафедра, впереди планеты всей и сами все знаем, поэтому должны выработать свой стиль и следовать только ему. А на самом деле уровень выпускника Строгановки не тянет совсем на уровень выпускника заграничного вуза. Это мы и пытаемся изменить. Они этого не видят и не хотят видеть.
 
 
Что нужно в первую очередь понимать, поворачивая систему обучения в творческом вузе на 180 градусов?
 
Здесь все связано с идеологией. Серьезный вопрос - почему  мы должны обучать дизайну бесплатно? Есть такие области, которые поддерживаются государством, потому что там готовятся кадры для нашей страны – ракетостроение, самолетостроение, но дизайн к ним не относится. Теперь все перевернулось с ног на голову - здесь мы учим людей бесплатно той профессии, с которой они будут работать  на Западе. А по сути, платное образование обеспечило бы и качество абитуриентов, и качество преподавателей. На кафедре появились бы деньги, и зарплата преподавателя перестала бы быть смешной (2 000р в месяц). Это не значит, что все должны учиться платно, для талантливых студентов всегда открыты двери, это правильно, это справедливо и так должно быть. Просто, в этом случае возможности и уровень повысились бы во много раз.
 
 
Еще нужно понимать, кого мы готовим, для кого готовим и зачем мы их готовим? Эти вопросы раньше либо не звучали, либо ответов на них не было. Бывалые преподаватели кафедры считают, что нужно знать заказчика и ориентироваться на него, но это узкий подход, заказчики все разные и их  можно грубо классифицировать на некоторые виды. Важнее готовить универсалов, чтобы они умели работать в любых условиях, с любыми заказчиками. Статистика показывает, что сейчас практически 95% процентов выпускников работает по специальности, в мебельном дизайне.
 
 
А чем сейчас занимается российский производитель мебели? Оно вообще востребовано населением? Что поставляется на рынок?
 
Производитель производит и заполняет ту нишу, которую Запад, Европа, Америка и Китай пока не заполняют в силу каких-то причин. 50% или 70% интерьеров составляет мебель «оттуда», и всегда остаются 30%, которые нужно дополнить. Возможно, ситуация однажды повернется, наша мебель перестанет быть «дополнением».
 
Вы изменили внешнее состояние кафедры, раньше это было тем, на что «без слез не взглянешь». Пространство должно соответствовать деятельности?
 
Да, я помню тот кошмар, когда абитуриенты приходили с родителями – те видели эту разруху и разворачивались со словами: «Пойдем, сынок». Кафедра дизайна должна быть похожа на место, где творят дизайн, а не на разбитую в щепки пустынную аудиторию с серыми стенами. Мы сделали классные туалеты – вроде бы мелочь, но. Дизайнер-вандал, рисующий на стенах уборной – это как-то странно. Теперь там не рисуют. 
 
 
Что удалось поменять в методике обучения?
 
Поскольку мы изучаем мебель глубоко и знаем ее функциональность, мы стали больше обращать внимание  и на дизайн интерьера. Есть такой момент - обустройство квартиры, его изучают  на 5-ом курсе. Хотя квартира, это первостепенно, это то, что есть у каждого и то, с чем чаще всего приходится работать. Теперь мы начинаем с квартир. Четко и целенаправленно ведем эту политику на первом курсе, так студенту легче усвоить все базовые понятия.
 
А если рассматривать мебель вне интерьера?
 
Тогда мы говорим о разделении на два направления: дизайн и арт-дизайн. Важно  уметь работать с обоими.
 
А в чём отличие?
 
В мышлении критериями. Дизайн – это логичная взаимосвязь конструкции и эстетики, отвечающая поставленным задачам. Бывает к нам приходит человек, придумавший новое оборудование и говорит прямо: хочу мебель, которую можно будет производить на этом оборудовании. А бывает «у меня много денег, хочу, чтобы все ахнули», или «у меня мало денег, но мне нужно, чтобы это было качественно» - этот процесс создания продукта из определенных условий и есть дизайн. 
 
А арт-дизайн - это… Сейчас объясню на примере табуреточек. 
 
 
Мы даем один и тот же предмет, задаем разные параметры (рассыпающиеся, собирающиеся, соединенные по частям – что угодно) и студент должен предложить разные варианты. Арт-дизайн – это не просто творческий импульс, это продуманная вещь.
 
По сути, это декорирование?
 
Да, мы учим их декорировать, подчёркиваю - именно декорировать. Несмотря на то, что это не наш профиль мы проходим этот этап, чтобы они не занялись однажды «декораторством». Правила можно нарушать, но их нельзя игнорировать, их нужно знать. Основу композиции никто не отменял.
 
А в чем катастрофа «декораторства»?
 
Катастрофы нет, просто интуитивное творчество - тип мышления художника, не дизайнера, слишком разные подходы. Как правило, у самих художников с интерьерами беда. Дизайнер – это профессионал, здесь нет места мистическому трансу, не нужно сидеть и ждать вдохновения, просто работай исходя из заданных условий.
 
Как сделать так, чтобы дизайнер вырос универсалом?
 
На кафедре  раньше был такой подход – декларировать какой-то один принцип: «конструктивизм» или, например, «работать на рублевку – это плохо, потому что там все безвкусно». Наша задача научить работать в любом диапазоне, будь то рублевка, не рублевка.
 
 
Работаете над развитием мышления у студентов? Расскажите о методах?
 
Заставляем их рисовать технику: экскаватор, танк, автомобиль - гиперфункциональные механизмы, чтобы избежать плоскостное мышление. Когда у девочки пушка из танка торчит в небо, и она объясняет это тем, что не обязана думать о том, как работает танк – это неправильно. Полгода они рисуют дискобола на академическом рисунке, а после вспомнить его позу и самому в неё встать не получается…значит, рисуя, они не думали об этом. Мысль от глаз в руку должна поступать, не минуя мозг! В дизайне его нельзя выключать.
Очень важна и  адекватность применяемых средств, конечно.  Качественный продукт должен получатся независимо от ограничения суммы – если средств много, важно затратить их оправдано, хороший дизайн – это когда дешевая вещь выглядит дорого, плохой – когда дорогущий стул похож на обычный кухонный.
 
То есть все-таки оболочка – самое важное?
 
Дизайн – это способ повысить конкурентоспособность продукта, многие обижаются, когда это озвучивается. Но это так. Хороший пример - два дома на рублевке. В одном работал архитектор-дизайнер, в другом жена заказчика самовыражалась. Дома одинакового метража, с одинаковой финансовой затратностью. Но в итоге сейчас оценочная цена одного - 1 миллион $, второго – 5 миллионов $.
 
А чем плох дом жены? Он безвкусный?
 
Да нет, безвкусный – такое понятие… Он просто страшный. (Смеясь) Я долго думал, что это бойлерная вообще.
 
Вы ездили на неделю дизайна в Милан с удивительным креслом. Произвели фурор?
 
Мы не ожидали, что настолько попадем в струю, нас чуть на кусочки не разорвали. Журналисты налетели с вопросами, где производят, кто делает, а нам ответить-то было нечего.
 
Вы привезли только показать, а оказалось, это готовы покупать?
 
Да. Кресло ведь очень необычное, всех заинтересовал  игровой момент – это весело, хоп! И  ты лежишь.
 
 
Никогда нельзя предположить, насколько можно попасть в точку. Там сложилась такая традиция голосований, что победить может каждый – голоса всех членов жюри математически подсчитываются – решение совершенно объективно.
 
С нашими конкурсами как?
 
У нас система - это проблема. Некий коллектив людей, решающий, кто хороший, кто нет, степень оценки адекватности очень низкая. Бывает проект  не очень хорош, но они принимают во внимание «он так старался, столько сил вложила».  И в итоге, проект получает больше баллов, чем того стоит. Педагогический момент хорош, но с точки зрения  дизайна - это его убивает.
 Должна исчезнуть субъективность, тогда все заработает. У нас принято  обсуждать, много обсуждать и выносить решение на весь коллектив, не учитывая многие мнения. Если бы заработала система голосований - все бы пошло на подъем.
После наших конкурсов мы были не готовы к такому приему там, совсем не готовы.
 
Какие еще изменения в планах?
 
Этот ноготь должен отрасти, пока еще мы в начале пути. Не решена главная задача – зачем учить бесплатно и в таком в формате, когда можно учить лучше и платно? Но идея не в том, чтобы навредить студенту, а в том, чтобы преподаватели, которым будут нормально платить, большему их научили. Понимаете, ситуация, когда человек после защиты диплома ощущает потребность пойти поучиться еще куда-нибудь означает, что дела плохи. Главное - изменить это, чтобы ощущение недоученности исчезло . Чтобы выпускаясь, они начинали работать. Иначе, это все равно,  что собирать кисточки, вместо того, чтобы писать картины.
 
 
Выдайте план «пятилетки».
 
Методика - вещь живая, бетоном залить нельзя, меняемся в соответствии со временем. Обновить педагогический состав, чтобы это были не выпускники молодые, а люди, что-то успевшие сделать, многое  умеющие и знающие, чему учить. Обеспечить финансирование – пусть и платным образованием. Нет денег - нет свободы.  И когда преподаватель говорит: «скажите спасибо, что я вообще здесь что-то делаю за такие деньги», я понимаю, ему и правда стоит сказать «спасибо». Главное - нашим продуктом должен стать качественный выпускник. Должна появиться логика высшего образования в области дизайна.
 
Как вы успеваете работать за границей и одновременно быть здесь?
 
Работаю я как раз на нашу компанию, которая вышла на европейский уровень производства, отсюда и постоянные командировки. Это ювелирное дело Максима Вознесенского – отличная марка, не уступающая по уровню Картье и Тиффани. Но сейчас уже фрилансером - пришлось выбирать: либо серьезная работа, либо кафедра. В итоге, это оказалось удобнее. Платят больше, работаю меньше (смеясь).
 
Поделитесь жизненными истинами?
 
На жизнь я смотрю, как на дизайнерский проект. Во всём должна быть искорка, ты должен иногда поступать против логики, думать нестандартно. Ощущение того, что ты меняешь мир – для меня самое важное. Сейчас мы создаем новую реальность. Это работает. И, тем не менее, пока это авансы.
 
 
Если вдруг станет ясно, что мы не придём к желаемому и всё это невозможно, мы это бросим (мы - это жена Прекрасного Чебурашкина, которая работает с ним же на кафедре, и малыш, который спит и бодрствует в комнате рядом).
 
 
Что посоветуете тем, кто еще не осмелел взяться за проект мечты?
 
Все люди разные, кому-то нравится отсиживаться, а кому-то - творить. Можно ведь и таксистом спокойно на жизнь зарабатывать. Я не хочу отвечать сыну на вопрос через лет десять: «Папа, а чем ты занимался, когда я был маленьким?» «Зарабатывал тебе на памперсы, сынок». Я смогу ответить ему нечто большее. Так что, попробовать всегда стоит. 
 
 
Если есть желание изменить мир – рядом всегда найдутся люди, которые тебя поддержат. Единомышленник всегда рядом.

Еще по теме:
Промодизайнеры
Образование

Просмотров: 11719

Оставить комментарий

Популярные статьи

Конкурсы

Все конкурсы