Подписка на новости



Хлеба и зрелищ

   В апреле на выставке-презентации «Социальная жизнь объектов» в Artplay были подведены итоги анонсированного на Архстоянии-2011 исследования посетителей фестиваля. Визуализированные в виде комиксов результаты добавляли эстетики, но выводы соцопроса все же ускользали. За ответами корреспондент ARCHiPEOPLE Сергей Титов обратился к куратору фестиваля Антону Кочуркину и предводителю социологов Виктору Вахштайну.

 

18.05.2012, 13:34 | Автор: Сергей Титов



   В апреле на выставке-презентации «Социальная жизнь объектов» в Artplay были подведены итоги анонсированного на Архстоянии-2011 исследования посетителей фестиваля. Визуализированные в виде комиксов результаты добавляли эстетики, но выводы соцопроса все же ускользали. За ответами корреспондент ARCHiPEOPLE Сергей Титов обратился к куратору фестиваля Антону Кочуркину и предводителю социологов Виктору Вахштайну.

 
В беседе с главным социологом проекта – Виктором Вахштайном – я, человек неискушенный, был окончательно сбит с толку глубиной мысли мэтра. Однако позволю себе обобщить услышанное.
Для большинства посетителей Архстояние – парк архитектурных аттракционов, место производства эмоций.   Сейчас человек находится в постоянном состоянии «what’s the fuck?» Архстояние – квинтэссенция WTF: капсульный отель в лесу, сарай с подсветкой, ротонда, маяк… Люди едут сюда ради контролируемого погружения себя в тотальный хаос.
Посетители находятся в поиске эмоций, а не смыслов. И последнее, что им приходит в голову (если вообще приходит) – прочитать табличку с описанием к объекту.
В хитросплетении социологических терминов мне удалось уловить, что исследование показало: архобъекты воспринимаются, когда они интерактивны или вызывают те самые wtf-эмоции. Интересным объект становится, когда зритель вступает с ним в коммуникацию. На первый план выходит психологизм аттракциона, а не эстетики.
Неужели для большинства легендарное АрхСтояние – всего лишь луна-парк?
За ответами корреспондент Архипипл (А.) Титов Сергей обратился к куратору фестиваля Антону Кочуркину (А.К.).
 
Сейчас человек находится в постоянном состоянии «what’sthefuck?» Архстояние – квинтэссенция WTF: капсульный отель в лесу, сарай с подсветкой, ротонда, маяк… Люди едут сюда ради контролируемого погружения себя в тотальный хаос. 
 
(А.) - Так кто же, все-таки, аудитория фестиваля: профессионалы, любители или простые отдыхающие?
(А.К.) – Все люди очень разные. Но, исходя из среза аудитории в исследовании, это просто интересующиеся люди, у которых объекты вызывают недоумение, восторг. Иногда даже какие-то обезьяньи качества.
(А.) – То есть людей в первую очередь тянет полазить, потрогать и пощупать, а не созерцать  художественный объект?
(А.К.) – Расстояния, природа раскрепощает человека, где-то даже отнимая у него рамки культуры.
Еще интересно восприятие архобъекта с точки зрения «памяти места». Например, объект группы «Синие носы»  - футбольный лес –  в начале фестиваля аккуратно обставлялся палатками по периметру. Но в какой-то момент критическая масса посетителей взорвалась, люди хлынули за границы объекта  и очень быстро обжили уже весь «футбольный лес». То есть критическая масса все же побеждает тонкие моменты ощущения.
[на языке социологов в случае с «Синими носами» происходит «мисфрейминг» - нет четких границ объекта, нет и ассоциации с объектом искусства. И наоборот, то, что «фреймировано», как рамка у картины, воспринимается как объект искусства.]
(А.) –Но ведь изначально фестиваль задумывался именно как архитектурный, и не был рассчитан на массового потребителя. Как быть с теми, кто приезжает созерцать, а не лазить?
(А.К.) – Наша цель – создание Арт-резиденции. Есть люди, которые приезжают посмотреть, на пикник, а есть категория людей, которые приезжают для того, чтобы поучаствовать в творческом процессе. Они и могут стать арт-резидентами. Этот статус дает право на бесплатное проживание и питание на территории фестиваля на время работы над проектом. Под эти цели ведется реконструкция нескольких домов в ближайших деревнях. Старт намечен на 15 июня.
(А.) – Получается, будет общее мероприятие, а параллельно в работе будут еще несколько проектов?
(А.К.) – Мы хотим ввести такую практику: оставить один большой праздник для всех и сделать много маленьких на протяжении всего лета уже для разных сообществ. С одной стороны, не хочется делать фестиваль недоступным, с другой стороны, чем больше народа, тем меньше качества остается.
(А.) – А как стать таким резидентом?
(А.К.) - Программа только обкатывается, и в этом году это будут в основном люди по приглашениям. Однако если вам есть что сказать, есть что сделать, то можете обратиться к Инне Прилежаевой, руководителю программы, и уточнить детали.
(А.) –Видимо это начало воплощения нашумевшего Архполиса?
(А.К.) – Да, это и есть начало этого проекта. Однако он включает не только Арт-резиденции и фестиваль Архстояние, как исключительно творческие проекты. Помимо этого уже строится фермерский проект на 3 га, продукция которого будет рассчитана в первую очередь на арт-резидентов. А следующий шаг – круглогодичные мастерские на территории парка. Его надеемся запустить осенью.
(А.) – Вернемся к фестивалю. В прошлом году количество посетителей превысило 6 тысяч. Не случится ли в этом году гуманитарной катастрофы?
 
Мы хотим ввести такую практику: оставить один большой праздник для всех и сделать несколько маленьких на протяжении всего лета. 
 
(А.К.) –Сейчас мы пытаемся выходить на другой уровень. Делаем инфраструктуру: кемпинг с кафе, душами, очищаем местное озеро, планируем строительство летних домиков, каждый на пару или семью.
(А.) – А прошлогодний капсульный отель будет принимать постояльцев?
(А.К.) – Да, будет. Он и функциональный, и просто смешной артобъект.
(А.) – Слышал, что в прошлом году на тропинках фестиваля даже случались пробки. А вопросы маршрутизации как-то прорабатываются? 
(А.К.) –У нас концепция на этот год – «Знаки движения». Культурный контекст в Никола-Ленивце достаточно плотный за счет имеющихся отдельно стоящих скульптур. Но проблемными видятся просеки и дорожки. Идеальный вариант: когда автор не просто делает точечно скульптуру, но и продумывает маршрут, подход к ней. Это и есть цель фестиваля.
(А.) – Кстати, многие указывают, что среди авторов на Вашем фестивале систематически мало молодежи. Тенденция сохранится?
 
 
(А.К.) –У нас архитекторы всегда с какой-то определенной позицией, концепцией. Каждый участник всегда выступает со своим творческим кредо. Поэтому и участников у нас не 50, а по 5-6.
 
В идеале мы хотим, чтобы автор не просто делал скульптуру, но и создавал осмысленный маршрут, подход к ней. Это и будет нашей целью. 
 
(А.) – Тогда последний вопрос. У вас много проектов, видимо не последнюю роль в этом сыграло обретение крупного инвестора в лице компании Связной. Как складывается диалог между вами?
(А.К.) – Максим Ноготков (основатель Связного) наш давний союзник. Сейчас он больше, чем раньше, публично высказывает свою позицию, но по-прежнему остается открытым всем творческим начинаниям.
(А.) – Надеюсь, что инвестор и впредь будет придерживаться политики невмешательства и бизнес не выйдет на первый план!
Спасибо и до встречи!

 


Комиксы: Архстояние

27-29 июля 2012 года.
Тема: ПРАВИЛА ДВИЖЕНИЯ
Деревня Никола-Ленивец, Калужская область.

ФЕСТИВАЛЬ ЛАНДШАФТНЫХ ОБЪЕКТОВ

«АРХСТОЯНИЕ 2012. ЛЕТО»

 


Еще по теме:
Урбанисты
Фестивали

Просмотров: 6455

Оставить комментарий

Популярные статьи

Конкурсы

Все конкурсы