Подписка на новости



Телеграмм

Переходите на канал Люся ин да хаус !



Вова Воротнёв: «Стрит-арт умер и вышел из моды»

На открытии выставки Casus Pacis в Музее Уличного Искусства в Петербурге корреспондент ARCHiPEOPLE, Саша Никитина, пообщалась с украинским куратором выставки, Вовой Воротнёвым.

Номинант на премию PinchukArtCentre 2013, Вова живёт где-то в пространстве между государствами, выставляется в Польше, активно участвует в жизни современного мирового искусства как теоретик и практик граффити, концептуального искусства, фотографии и моды. Ниже – прямая речь художника и куратора о том, как умер стрит-арт, в каком состоянии нынешняя сцена и в чём «наше» отличается от «западного».

31.07.2014, 02:21 | Автор: Саша Никитина



Я вообще не люблю стрит-арт, мне кажется люди, которые рисуют муралы огромных форматов в 95% случаев просто портачат стены. Из-за популярности стрит-арта появляются очень жесткие шарлатаны и непрофессионалы. Тематика и адекватность художника не соответствует даже минимальным стандартам и через хэштэг #street-art на публичное пространство просачивается очень много говна. Стрит-арт не должен значить понижение качества искусства. Я не говорю сейчас про академический рисунок, но тематика должна быть адекватной. К сожалению, большинство людей «валят», не задумываясь о том, что это может идти от сердца.

Тэггинг – это элемент граффити-райтинга, а граффити-райтинг – это элемент субкультуры. Граффити – это любая визуальная информация, которая появляется в публичном пространстве спонтанно. Это может быть и стрит-арт и райтинг. Граффити может включать в себя и нелегальные объявления, надписи дурацкие типа «х…й» или «Вася», это любая информация, которая стихийна.

Мурализм не всегда стихийный. Он скорее как-то парадоксально включается в эту зонтичную дефиницию, фетиш стены. Хотя для граффити сейчас не обязательна стена, в расширенном понимании граффити может быть нелегально установленной скульптурой. Киоск можно стихийно поставить – это будет граффити. В чём разница между граффити и стрит-артом? Стрит-арт тоже может быть граффити, но он изначально делается с интенцией на искусство. Граффити может быть просто информацией.

Собственно стрит-арт выплёскивается из спонтанности и герметичности граффити-райтинга и ищет широкую аудиторию, в то время, как райтинг - это просто внутрисубкультурная коммуникация и внешний зритель им не интересен.

Стрит-арту уже ничего не поможет, он давно умер и вышел из моды. Вот такие прекрасные элементы как здесь [в Музее Уличного Искусства - прим. ред.] мы имеем просто из-за того, что Петербург является культурной провинцией в глобальном смысле. Представить, чтобы нечто настолько же наивное было сделано в более метропольной части мира – невозможно. Здесь наив пробивается сквозь всё, в самом названии сколько его, проект, в общем, очень наивный…. Но в то же время очень хороший. Дело в том, что он объективный. Сцена, к сожалению, или к счастью, очень наивная. Музей показал то, что есть, а вот мой комментарий к тому, что есть – это очень наивно.

Украина менее наивна, чем Россия, потому что там в своё время поработали мои теории и промоушен этих теорий. Здесь моё влияние меньше. Здесь больше наивной экспрессивности и уважения к людям, которые просто делают. В Украине у нас всё структурировано, человек сразу включается в некое дискуссионное поле и хочет он того или нет – он будет иметь реакцию. Здесь не очень приветствуется полемика: «ты делаешь то, я делаю это, ну и окей». У нас куда больше конфликтов. Здесь страна большая, всем пофиг, у нас страна более тесная, и так или иначе ты входишь в конфликт с людьми, которые рядом что-то похожее делают.

У наших государственных систем намного более либеральное отношение к граффити, нежели в Европе и Америке. Там это криминал, за это люди в тюрьме сидят. У нас пока нет, если только не сделать что-то в метро – они этого очень боятся, это где-то рядом уже с терроризмом. Но если взять улицу – это максимум административное правонарушение. Граффити в принципе не криминализировано, минимальный штраф и всё. В то время, как в Америке и Европе это огромные штрафы и даже тюремный срок.

Восточная Европа очень недооценена Западом, существует определённая дискриминация. Сейчас ещё сложнее, нет как таковой документации, стрит-арт вышел из моды и всем «по барабану», где и что происходит. Того, что было в Европе 10 лет назад - уже нет. Есть Берлин, есть Париж, в Барселоне может всего больше, но по качеству Восточная Европа сейчас в топе. Польша, Украина, некоторые люди из Москвы – это уже глобальные центры, не какая-то там пост-советская территория, которая где-то тренды ловит. Я не буду далеко ходить, взять тех же Iнтереснi Казки - они стали всемирным феноменом. Сейчас в новаторстве Европа и Америка очень отстают от Восточной Европы. У них всё очень закостенело, по полочкам расставлено, а у нас бардак – и в нём происходят интересные вещи.

Западные люди под гипнозом экзотики, они ожидают, что приедут в Москву и увидят что-то Такое. Мы не являемся чем-то антизападным, посмотри на людей, которые делают граффити – они же абсолютно космополитичные. Западные люди хотят увидеть ещё больше «аутентики», лики святых, что ли. Ситуация ещё с «совка» была такая, что хотелось делать так же как в Нью-Йорке, по тем же правилам, на том же языке. И здесь это является эмансипационным проектом.

Это очень вульгарное требование западных туристов: видеть что-то местное, подавай им кириллицу. Не надо. Они просто ищут экзотику. Пускай едут искать экзотику к себе в Техас. Здесь западность – это некий протест против консерватизма. Я очень не люблю этот запрос на локальность, потому что в таком случае человек уже не сможет «просечь» качество, этим очень легко манипулировать: кириллица, хохлома, и всё готово. Когда ты живёшь здесь – ты не обязан жить среди советских ковров, ты пытаешься создать какую-то свою реальность. И если она получается западной, адекватно западной, не наивной копией, а такой, которая работает и в Нью-Йорке – то для нас она является куда более эмансипационной и важной, чем паразитирование на какой-то экзотике, которая нам не интересна.  А если действительно глубоко деконструировать наши вещи, то нужно это начинать для нашей аудитории – потому что для Запада мы до сих пор матрёшки.


Интервью и фото: Саша Никитина


Еще по теме:
Художники
Урбанисты
Вова Воротнёв

Просмотров: 8752

Оставить комментарий

Телеграмм

Переходите на канал Люся ин да хаус !





Конкурсы

Все конкурсы