Подписка на новости



Телеграмм

Переходите на канал Люся ин да хаус !



Данияр Юсупов. Беседы. Часть 5

«Это, если хотите, обычная управленческая стратегическая дилемма – распорядиться всеми имеющимися ресурсами ради рывка в настоящем или инвестировать часть средств в развитие будущего. В данном случае средства – это не финансы, а люди и их усилия.»

Часть 5. Небольшая, но очень важная: обсуждаем институциональное образование и переход от индустриальной модели образования к постиндустриальной.

Образование в России переживает сейчас не лучшие времена. Как должен измениться подход к обучению, как оно трансформируется с введением болонской системы, почему университеты исполняют роль «социального сейфа»? ARCHiPEOPLE поговорил об этом и многом другом с Данияром Юсуповым, архитектором, известным урбанистом и специалистом по ревитализации городских пространств, преподавателем СПбГАСУ. Беседа получилась очень долгая и серьёзная, а потому мы приняли решение разделить её на несколько тематических частей. 

Все беседы в специальном проекте ARCHiPEOPLE.

18.12.2013, 12:03 | Автор: Даша Котенко



Насколько важно именно институциональное образование? В чём его главная функция? Каким оно должно быть, чтобы отвечать требованиям времени?

Оно, безусловно, важно, если имеется общественно принятая концепция развития общественного устройства. Если такой концепции нет, оно почти бессмысленно, занято само собой, и его используют как ресурс внешние концепции общественного устройства. Или его функция – консервировать себя в роли бронепоезда на запасном пути ради того светлого момента, когда такая концепция наконец состоится. Есть, правда, и ещё одна очень старинная роль, о которой у нас в стране не принято вспоминать. Поддерживаемые государствами университеты нужны в частности также и затем, чтобы государства могли иметь концепции переустройства. Фактически это фабрики производства будущего вне концепций, доминирующих в настоящем. 

Университеты - это фактически фабрики производства будущего вне концепций, доминирующих в настоящем.

Это, если хотите, обычная управленческая стратегическая дилемма – распорядиться всеми имеющимися ресурсами ради рывка в настоящем (и тогда мы будем думать о том, насколько выпускники соответствуют текущим запросам рынка труда, как они изменятся в следующей декаде и т.п.) или инвестировать часть средств в развитие будущего (поскольку рывки из настоящего в будущее обходятся обычно в разы дороже, чем рывки в настоящем). В данном случае средства – это не финансы, а люди и их усилия (человеческий созидательный капитал).

Некоторые исследователи говорят о том, что сфера образования, как и многие другие, сейчас находится в переходном периоде, когда мир отказывается от индустриальной модели (воспроизводство «винтиков») в пользу постиндустриальной (воспитание самостоятельной творческой единицы). Как Вы можете это прокомментировать? Соответствует ли это действительности в России, в мире?

Подтверждаю.

И комментирую: для нашей страны это ещё пока неосознанная, но, тем не менее, действительность.

Роль образования в этой модели состоит в том, чтобы свободу самоопределения обратить в способность осознанного самоопределения.

В рамках индустриальной модели были построены гигантские иерархически организованные инфраструктуры, но они не сложились в системы, поскольку управление ими было по сути ручным, хотя и механизированным. То есть структуры эти были гигантскими, но неживыми без их непосредственного управления. В какой-то момент просто не стало хватать усилий, чтобы ими управлять непосредственно (вариант закона Парето: 80% ресурсов иерархически организованной системы расходуется на самоподдержание системы, и только 20%  составляет полезный расход ресурсов).

Оказалось, что за последнюю без малого сотню лет возникли средства и инструменты, которые позволяют ими не управлять, но контролировать, а для этого необходимо фрагментам и компонентам созданных и создаваемых структур делегировать часть нераспределённых ресурсов и свободу самоопределения. Роль образования в этой модели состоит в том, чтобы свободу самоопределения обратить в способность осознанного самоопределения. Это фактически управленческий переход  от непосредственного контроля каждого компонента системы (возможный только до определенного размера системы, например крупного города) до контроля систем как цельностей (тогда возможно управлять системами размером с мегаполис). Я могу те же принципы объяснить на примере дизайна стула, если угодно.


Еще по теме:
Данияр Юсупов. Беседы.
Образование

Просмотров: 7111

Оставить комментарий

Телеграмм

Переходите на канал Люся ин да хаус !





Конкурсы

Все конкурсы