Подписка на новости



Реклама

Данияр Юсупов: Ни с чем не сравнимое удовольствие. Часть 4

«Устанавливается некое подобие зависимости – хочется испытать это удовольствие ещё и ещё раз, и все терпеливо ждут, когда представится новая возможность.»

Часть 4. Данияр Юсупов рассказывает, кто такие одарённые роботы и как определить уровень качества обучения, а также рассуждает на тему соотношения теории и практики.

Образование в России переживает сейчас не лучшие времена. Как должен измениться подход к обучению, как оно трансформируется с введением болонской системы, почему университеты исполняют роль «социального сейфа»? ARCHiPEOPLE поговорил об этом и многом другом с Данияром Юсуповым, архитектором, известным урбанистом и специалистом по ревитализации городских пространств, преподавателем СПбГАСУ. Беседа получилась очень долгая и серьёзная, а потому мы приняли решение разделить её на несколько тематических частей. 

Все беседы в специальном проекте ARCHiPEOPLE.

11.12.2013, 17:32



Данияр Юсупов: И ещё.

У нас в студии мы давно применяем понятие «ни с чем не сравнимое удовольствие». Знаете, такое любимое детьми развлечение – трогать языком контакты слаботочных батареек? Возникает эдакое приятное почёсывание. У лягушек от этого распрямляется лапка, а у детей на лице – улыбка. Так вот, когда срабатывают миллиарды слаботочных электрохимических реакций в синапсах головного мозга, возникает похожее ощущение почёсывания. Оно означает, что мысль тебя пронзает в большей мере, чем ты был готов и ожидал.

Вот это-то и есть то самое ни с чем не сравнимое удовольствие. Устанавливается некое подобие зависимости – хочется испытать это удовольствие ещё и ещё раз, и все терпеливо ждут, когда представится новая возможность. Вот что удерживает студентов в обучении – ощущение, что они делают себя сами, становятся другими людьми. Как мы говорим в студии с каждым новым проектом: наша цель – не сделать проект, и не получить высокую оценку, и даже не обрести новые умения и представления; наша цель – выйти из проекта другими людьми, нежели мы в него вошли. Это очень действенный индикатор качества не только обучения, но и самого проектирования (не следует об этом забывать в практике, правда).

Работаете ли Вы впоследствии со своими студентами? Приглашаете в свои проекты?

Нет, специально никого отдельно не приглашаю. В действительности, поскольку я всячески вытаскиваю студентов из стен института вовне, обычно именно на внешних проектах мы и встречаемся. Это как бы естественное следствие нашего процесса обучения. Обычно они выполняют полуавтономные разделы, я не пытаюсь ими руководить, поскольку во внешних проектах у них задача набить шишек в самостоятельном залоге деятельности. Я против того, чтобы преподаватели, утаскивая студентов в свои студии, затем использовали их как одарённых роботов. Консультирую, если обращаются.

Хотя, безусловно, нужно помнить и о том, что одна из базовых функций школы – дать первое место работы.

Как соотносятся теоретический и практический цикл в вашем вузе/внутри вашей дисциплины? Как бы Вы изменили этот порядок?

В рамках старой школы это было устроено относительно неплохо: преподаватели курсовых проектов читали теоретические лекции и представляли себе степень готовности студентов к занятиям на практике. Нынче эти контуры довольно сильно разорваны. Частенько у меня нет почти никакого представления о том, что у студентов в головах. Обычно я сталкиваюсь с тем, что мозги у них забиты неактуальной архаикой, которая уже с полвека как просто не применяется на практике (например, длинный, неповоротливый и совершенно неактуальный курс типологии зданий). Поэтому мне приходится мало-помалу, иногда на практических занятиях, делать некие ориентирующие вбросы. И это, конечно, не теория, а идеология. Впрочем, в рамках методологии кострукционизма я и не должен ничего «давать», кроме ориентиров: следуя им, студенты могут самостоятельно усваивать теоретические основы в меру своих способностей и желания научиться.

Увы, в современном, буйно меняющемся мире приходится прибегать к более гибким схемам, нежели аксиально выстроенная, гармонизированная последовательность «теория > практика». Теоретические основы проектирования нынче довольно капитально меняются, сегментируются по направлениям, и в результате я не могу аппелировать к тому, что студнеты вполне ориентируются в теории систем или математике хаоса. Я могу лишь надеяться, что они придут к ней по расставленным мною наводкам, решая задачи, поставленные мною в рамках проблематики проектирования многоквартирного дома. Не придут – дом будет обычным, секционным, и мы будем с упоением обсуждать в нём милые сердцу детали архитектурного дизайна и аспекты инфраструктуры и инсоляции. И эти студенты найдут себя в практике проектирования сегодняшнего дня. А придут – дом будет адаптивным, самонастраиваемым, и мы будем с не меньшей увлечённостью обсуждать, какие сценарии жизни во временной развёртке в нём возможны или доступны. И эти люди найдут себя чуть подальше в будущем или будут его делать в конце концов.


Еще по теме:
Данияр Юсупов. Беседы.
Образование

Просмотров: 8162

Оставить комментарий

Популярные статьи

Конкурсы

Все конкурсы