Подписка на новости


СООБЩЕСТВО АРХИТЕКТОРОВ, ДИЗАЙНЕРОВ, ТВОРЧЕСКИХ ЛЮДЕЙ


Дети и архитектура

Катерина Блиновская, практикующий архитектор и педагог: "Пока ты молод, и фундаментальная база и практический опыт уже есть, а силы и энтузиазм – ещё есть, делиться всем этим с другими, особенно с детьми, – наша прямая обязанность вне зависимости от выбранной профессии. Не революционный, так эволюционный способ изменить общество".

09.10.2013, 11:53 | Автор: Ксения Романенко



Катерина Блиновская

С отличием закончила МАРХИ (2004-2010)

Дипломная работа была посвящена архитектурной среде лечебных учреждений, созданных по типовым проектам советского периода и путях их трансформации в современные медицинские центры. Работала над реконструкцией Боткинской больницы, Московского Института Стали и Сплавов.

Выделяет для себя социальный смысл работы архитектора, именно поэтому работает с детьми. Работала с детским образовательным проектом «Булки не растут на деревьях», детским летним лагерем парка Музеон «Город Классиков», давала мастер-классы в рамках «Дней архитектуры в Москве», проводимых Агентством P-Arch, в том числе и для программы «Все об авангарде» международной неправительственной организации «DOCOMOMO».

Недавно стала мамой, и думает, что на стыке материнства и архитектуры родится еще несколько значимых проектов.


Катя, почему вы считаете, что это важно  преподавать архитектуру детям?

Пока ты молод, и фундаментальная база и практический опыт уже есть, а силы и энтузиазм – ещё есть, делиться всем этим с другими, особенно с детьми, – наша прямая обязанность вне зависимости от выбранной профессии. Не революционный, так эволюционный способ изменить общество.

/Катерина Блиновская, архитектор, архитектура для детей, занятия

В чем специфика преподавания архитектуры? 

Как и во всех творческих дисциплинах, тут важно не навредить. Не надо навязывать и настаивать. Мне близка концепция занятий, где дают инструментарий, как теоретический, так и практический. Чтобы можно было познавать архитектуру, прогуливаясь по родному городу или в путешествии, и уметь решить конкретную задачу  выразить собственную идею, например, в макете. И обязательно надо говорить о том, что у любой задачи существует много вариантов решения.

Возраст моих подопечных – от 10 лет, но с серьезными архитектурными понятиями они справляются играючи.

Зачем преподавать архитектуру детям? Что они воспринимают и понимают? 

Думаю, потому что это интересно как самим архитекторам, так и детям. Занятия способствуют развитию пространственного мышления, становлению творческой личности, обладающей широким кругозором и умеющей отстаивать свои идеи. Эти качества ценны независимо от того, станет ребенок архитектором в дальнейшем или посвятит себя другому делу. Уровень занятий игровой, но вполне профессиональный.

Многие современные молодые родители знакомы с теорией Масару Ибука, который говорит о том, что даже пятимесячный малыш может оценить Баха. Возраст моих подопечных – от 10 лет, но с серьезными архитектурными понятиями они справляются играючи. Возможно потому, что для них пока нет разницы между проектной работой и игрой, а ещё потому, что у них гораздо меньше внутренних ограничений.

/Катерина Блиновская, архитектор, архитектура для детей, занятия

Вы работаете по собственной методике? Какие темы являются ключевыми в обучении?

В архитектурных занятиях важно всё, даже пространственное расположение участников в аудитории: пуфы или стулья, расположенные полукругом  для дискуссии в теоретической части, и большой широкий стол для практики.

Вместо сухой лекции – картинки, служащие поводом к размышлениям вслух, запоминающиеся параллели, элементы игры, например угадайки. Темы – от работы архитектора в разные исторические времена до современных тенденций в архитектуре, говорим об экологии, архитектуре городов.

Так как пространства сложно читать по картинкам, ходим на экскурсии, например были в гостях у BUROMOSCOW на ARTPLAY, излазали всё помещения института «Стрелка» с архитекторами из  WOWHAUS.

На занятиях мы обсуждали известное высказывание Витрувия, которое можно интерпретировать как «архитектор должен знать все».

Теоретическая часть занятия неразрывно связана с практикой, где мы пошагово пробуем весь инструментарий архитектора – от эскиза и коллажа до объёмного моделирования. 

/Катерина Блиновская, архитектор, архитектура для детей, занятия

Архитектор – это многосоставная профессия. Говорите ли вы об этом с детьми?

На занятиях мы обсуждали известное высказывание Витрувия, которое можно интерпретировать как «архитектор должен знать все».

Ребята не согласны были только с тем, что архитектор должен разбираться в медицине. Но могу сказать, что мне, как проектировщику медицинских учреждений, пришлось вникать и в процессы реабилитации людей после болезни, и архитектура и дизайн на них действительно влияют.

/Катерина Блиновская, архитектор, архитектура для детей, занятия

/Катерина Блиновская, архитектор, архитектура для детей, занятия

Какие понятия нужно ввести, чтобы рассказать об архитектуре? Может быть, форму, цвет или функцию?

Всё верно, мы говорим о форме, функции, ритме, модуле, узнаём, что такое масштаб, причём речь не про линейку и математические вычисления, а про человека, относительно которого можно решить – узкая улица или широкая, высокие здания или низкие.

Цвет – уже понятие второго уровня, наряду с фактурой. Целенаправленно колористикой мы пока не занимались, но с цветом работали. Сейчас я как раз продумываю программу будущих архитектурных занятий, возможно стоит подробней остановиться на значении цвета.

/Катерина Блиновская, архитектор, архитектура для детей, занятия

/Катерина Блиновская, архитектор, архитектура для детей, занятия

Можно ли сходу определить у ребенка талант к профессии архитектора?

Творческое освоение пространства заложено в детях самой природой, а оценочные суждения, как мне кажется, только вредны. Сегодня ребёнок блестяще играет главную роль в спектакле, а через полгода защищает свой первый проект, потом увлечётся чем-нибудь ещё. Это нормально. Если говорить о таланте как «искре Божьей», заложенной свыше, он есть у всех. Если говорить о таланте, который на 90% состоит из упорства, то такие дети тоже есть. Главное – научиться отделять желание ребёнка от желания родителей.

Чтобы стать хорошим архитектором, нужно ли начинать уже в юном возрасте?

Для меня хороший архитектор – думающий, честный, профессионально грамотный, способный к новаторству, широко образованный мастер своего дела. К этому идут годами, но основы закладываются в детстве. Мне кажется, дело в среде, которая формирует ребёнка с самого рождения: качественные книги, бережное отношение к природе, уважение к труду, круг общения и интересов самих родителей. Разные развивающие занятия – это тоже неплохо, когда они в радость, но перегружать ребёнка не стоит, а то к моменту окончания школы он всем этим уже перегорит.

Мне нравится сам процесс творческого взаимодействия, когда у всех, включая случайно заглянувших родителей, горят глаза.

/Катерина Блиновская, архитектор, архитектура для детей, занятия

К слову о бережном отношении к природе, можете рассказать о том, как на своих занятиях вы говорите о связи и природы и архитектуры?

Да, на занятиях курса "Профессия: архитектор" проекта "Булки не растут на деревьях" я рассказывала о связи природы и архитектуры – от древних пещерных городов до современных экоустойчивых проектов. В практической части я показывала, как создать рельеф из гофрокартона, воду из пластика и дерево из старой коряги и сухоцветов. Так как совсем юные слушатели ещё плохо владеют макетным ножом, мы воспользовались заранее подготовленной ситуацией, в которую и нужно было вписать свой дом. Одной из учениц так понравилось это задание, что она решила посвятить ему свой финальный проект. Дом, спроектированный Александрой, сформирован вокруг дерева, наклонный ствол которого стал лестницей, ведущей на второй этаж, а широкая крона дает тень даже на эксплуатируемой кровле.

/Катерина Блиновская, архитектор, архитектура для детей, занятия

Знаете ли вы, как складывается архитектурная судьба у ваших учеников? Может быть, кто-то начинает видеть её делом своей жизни, продолжает образование?

Мне нравится сам процесс творческого взаимодействия, когда у всех, включая случайно заглянувших родителей, горят глаза. Конечно, в будущем мне будет приятно увидеть конкретные результаты. Пока об этом рано говорить, впереди ещё очень много работы. Но, судя по откликам, ребята продолжают интересоваться архитектурой.

Расскажите о самых интересных и запоминающихся проектах, которые сделали ваши ученики.

Мне понравилась концепция школы от Дуни Буйновской, выполненная на курсе «Профессия: архитектор». Это лесная школа. Изогнутый остекленный коридор, поднятый на опорах над землёй, словно река, ведёт к классам младшей и старшей школы, расположенным в отдельных зданиях. В центре, как большое озеро, – актовый зал, там же – учительская. Всё остальное – сад, где можно играть. Пространство, хоть и открыто, всё же ограничено плавными линиями коридора, то есть там уютно и безопасно. Дуня также предусмотрела зону парковки. Мне очень нравится, как в этом проекте решены проблемы типовых школ – неинтересные прямые коридоры, мало пространства для игр и общения. Учтены современные реалии вроде скопления машин, когда родители привозят и забирают детей из школы. И конечно, внимание к экологии, ведь для строительства такой школы не понадобится вырубать все деревья на участке. По-моему, все это очень круто!

Фотографии из архива проекта «Булки не растут на деревьях»

Катерина Блиновская в фб


Еще по теме:
Катерина Блиновская
Образование

Просмотров: 11220

Оставить комментарий

Популярные статьи

Конкурсы

Все конкурсы