http://www.archipeople.ru/index/index_1678.html

Подписка на новости



Илья Филимонов: «Развлекаловки у нас и так хватает, нужно сделать упор на образовательную часть»

Илья Филимонов изначально хотел привлечь внимание людей к древним памятникам деревянного зодчества, а в итоге стал основателем молодёжного архитектурного фестиваля «Артерия». Сейчас фестиваль проходит уже в третий раз, а одной из его главных особенностей является серьёзная образовательная направленность. 

03.10.2013, 11:35 | Автор: Наталья Соколова



Илья Филимонов

Окончил  архитектурный факультет СПбГАСУ (Санкт-Петербургского Государственного Архитектурно-Строительного Университета) в 2007 году. Учился в мастерской у Олега Сергеевича Романова, нынешнего президента Союза Архитекторов Санкт-Петербурга. Член союза архитекторов России. С 2012 года является членом комиссии по работе с молодежью Санкт-Петербургского Союза Архитекторов. Стипендиат Государственной стипендии РФ на 2012 год.

Вице-президент молодёжного архитектурного фестиваля «Артерия».

 

Илья, расскажите, как появилась сама идея организовать фестиваль «Артерия»?

В 2007-2010 годах мы с Дмитрием Потараловым организовали ряд экспедиций на восток Ленинградской области, к Онежскому озеру. Стоит сразу сказать, что территория эта уникальная. Раньше там проходил торговый путь по реке Сверь из Онежского озера в Ладожское. Вдоль всего этого пути сохранилось много памятников деревянного зодчества. Большинство из них – в очень плохом состоянии, надо было что-то делать, как-то спасать их. Тогда мы и решили показать широкой общественности в Санкт-Петербурге, что там происходит. Вначале мы сделали фотоархитектурный проект «Мгновение вечности». Такое название он получил потому, что в снимках мы запечатлели мгновения многовековой жизни этих церквей и построек, процесс «ухода в вечность».

В Ленинградской области сохранилось много памятников деревянного зодчества. Большинство из них – в очень плохом состоянии, надо было  как-то их спасать.

При поддержке Олега Сергеевича Романова мы провели нашу фотовыставку в Союзе Архитекторов Санкт-Петербурга, и благодаря ей нашли неравнодушных людей. В частности главу Молодёжной секции СПбСА Феликсом Буяновым. Так появилась наша команда.

Первой идеей по защите этого комплекса стала популяризация региона среди молодёжи как туристического направления в Ленинградской области. Ещё была мысль проводить там обмерную практику для студентов-первокурсников. Эту идею мы пока не реализовали, но собираемся заняться ей в ближайшем будущем. Ведь там не отдельно стоящие здания церквей – вдоль Свери расположены целые архитектурные комплексы с погостами и другими постройками. Там же можно проводить и художественную практику – вся местность очень живописна. В общем, в таких дискуссиях о возрождении региона и родилась идея фестиваля. У «Артерии» есть даже дата рождения – 23 декабря 2009 года. В тот день мы проводили круглый стол, по результатам которого было решено устроить будущим летом такой архитектурный фестиваль.

Фестиваль «Артерия 2013. Ладога. Возрождение»

Какие впечатления остались у Вас от первой «Артерии»?

С самого начала мы решили не повторяться – на тот момент существовало около 20 архитектурных фестивалей, в рамках которых происходила разработка различных арт-объектов. У нас основным сегментом фестиваля стал образовательный – лекционный блок и блок воркшопов, на который мы пригласили интересных личностей в области дизайна и архитекторов. Мы не совсем отказались от темы арт-объектов, но это было далеко не главным. И наконец, мы сделали блок информации –  рассказ об этом туристическом направлении восточной Ленинградской области, о том, как туда могут участники добраться, если захотят, где можно остановиться с палаткой. В первый год фестиваль собрал около 140 участников. Он получился интересным, правда, немного шумным и анархичным. 

В этом году фестиваль проходил под лозунгом «Возрождение». С чем это связано?

Первый фестиваль назывался «Артерия. Рекреация», он был посвящён рекреационным зонам и, в частности, туристическим маршрутам, о которых я говорил. Второй мы назвали «Горизонты» (2011), так как обсуждали развитие небесной линии Санкт-Петербурга, идею создания на намывных территориях Васильевского острова высотных зданий, Лахта-центра. И уже третий фестиваль мы решили провести в Карелии. Места там, конечно, очень красивые, но наблюдается общая энтропия среды. По нашему замыслу, фестиваль должен стать толчком к возрождению этого региона в контексте России. Отсюда и его полное название – «Артерия. Ладога/Возрождение».

По нашему замыслу, фестиваль должен стать толчком к возрождению Карелии в контексте России.

Какое место на фестивале занимает образовательный сегмент? Какие у вас подходы к процессу обучения?

Когда мы только начали заниматься организацией фестиваля, сразу поняли, что «развлекаловки» у нас и так хватает, нужно сделать упор на образовательную часть. Если бы в нашей стране система архитектурного образования была на высоком уровне, эта идея не возникла бы.

Сейчас все проблемы архитектурного образования я бы разделил на две группы: прямые, связанные с методикой преподавания и студентами, и косвенные, связанные с менеджментом и финансированием. Так как я знаком в первую очередь с ситуацией в СПбГАСУ, то речь о нём. Сами мастерские достаточно большие и по количеству студентов, и по профессорско-преподавательскому составу, но при этом все в основном прислушиваются к одному преподавателю, потому что его голос имеет решающее значение, а другие выступают статистами. Во многом методика нацелена на изучение технологий и типологий объектов, но не на глубокую работу с объёмом и формой.  Иногда сами студенты не понимают зачем они пошли в профессию. Нельзя нивелировать архитектурное образование до чисто технического, архитектор – это не строитель, а архитектура – не декорирование фасадов. Встречается и другое заблуждение, что архитектор - это художник. Что касается проблемы финансирования, затраты на архитектурное образование значительно уступают европейским показателям. Да и количество архитекторов на душу населения нельзя сравнить с западным. В итоге архитекторов в стране мало, а хороших архитекторов – ещё меньше.

Архитекторов в стране у нас мало, а хороших архитекторов – ещё меньше.

Главным на нашем фестивале стало именно образование. Этот сегмент, в первую очередь, представлен лекциями и воркшопами. Фестиваль получился больше пленером, он был более компактным по сравнению с предыдущими. Пока прошла только первая часть «Артерии», участники ознакомились с территорией Северного Приладожья, с посёлком Куркиеки, с городом Сартовала. Прошло два мастер-класса: от Н.И. Явейна и М.А. Мамошина. Они рассказывали о важности контекстуального подхода, понимании логики развития среды. Северное Приладожье – очень колоритная область, там преобладает финский национальный романтизм. Прежде всего участникам нужно было понять, что это за место. Уже потом мы познакомили их с наработками в этом регионе. Архитектор Кирилл Козлов, который давно уже работает в этом регионе, и финский архитектор Нетта Бёк рассказали, как формировалась архитектура и структура этого места. 

Архитектор Нетта Бёк (Netta Böök, Финляндия). Фестиваль «Артерия 2013. Ладога. Возрождение»

К концу сентября участникам фестиваля нужно подготовить проекты, основываясь на том багаже знаний и идей, которые они получили на лекциях и мастер-классах.

Какую методику работы над проектом Вы считаете наиболее эффективной?

На форуме Гильдии Градостроителей, посвященном транспортным узлам в Санкт-Петербурге, я был участником одной из групп выпускников и студентов архитектурных вузов. За несколько дней нам нужно было сделать концепцию развития территории транспортно-пересадочного узла.

 На любую проблему надо смотреть как изнутри, так и снаружи, понимать, что и как её окружает.

В основе метода работы лежит дедукция, мы рассматриваем не просто участок проектирования, а выходим на уровень города, рассуждаем от общего к частному. На любую проблему надо смотреть как изнутри, так и снаружи, понимать, что и как её окружает. Необходимо спускаться от контекста к самой территории. Таким образом, проект становится контекстуальным. В итоге наш проект в сжатые срок получил максимальный результат и наивысшие оценки экспертного совета.

Как проводился отбор участников на фестиваль?

В основном, отбор основывался на портфолио. Но принимали и участников от различных мастерских, когда руководители гарантировали уровень своих подопечных. Наш фестиваль – шанс для молодых архитекторов зарекомендовать себя перед членами архитектурного сообщества и жюри, а потом устроиться в одну из мастерских.

Фестиваль «Артерия 2013. Ладога. Возрождение»

Как бы Вы сформулировали основные цели фестиваля?

Основная цель – развитие коммуникаций внутри сообщества. Другая цель – рассмотрение актуальных площадок, проблемных участков. Мы поехали в Карелию, потому что там есть проблемы, которые мы можем решить.

Вначале "Союз архитекторов" скептически отнёсся к нашей идее молодёжной тусовки. А в этом году они даже обижались, если мы забывали кого-то пригласить.

За годы проведения фестиваля нам удалось популяризировать это направление как туристическое. Мы сплотили архитектурное сообщество. Вначале "Союз архитекторов" скептически отнёсся к нашей идее молодёжной тусовки. А в этом году они даже обижались, если мы забывали кого-то пригласить. По результатам фестиваля мы сделаем выставку, которая отправится сначала в Куркиеки, затем в Сартовал, а потом в Петрозаводск.

Я не могу сказать, что у нас всё получилось, это значило бы, что нам не к чему стремиться.

В следующем году мы, возможно, разделим фестиваль на два мероприятия – образовательное и развлекательное. Всё зависит от финансирования нашего проекта. Подводя итог по фестивалю этого года, я не могу сказать, что у нас все получилось. Это значило бы, что нам не к чему стремиться. Но получилось действительно многое.

Фото: Игорь Акимов, Алиса Гиль, Илья Филимонов


 

Get the flash player here: http://www.adobe.com/flashplayer

 


Еще по теме:
Илья Филимонов
Арт-интервенции
Образование

Просмотров: 5144

Оставить комментарий

Популярные статьи

Конкурсы

Все конкурсы