Подписка на новости


СООБЩЕСТВО АРХИТЕКТОРОВ, ДИЗАЙНЕРОВ, ТВОРЧЕСКИХ ЛЮДЕЙ


Реклама

Люди умеющие работать головой и руками

Архитектор, основатель «Масштабного проекта Про.Движение», вице-президент "Союза московских архитекторов" (СМА) Пётр Виноградов о своих фестивалях, влиянии денег на творчество, свободе самовыражения и судьбе профессии. 

 

24.01.2013, 18:06 | Автор: Сергей Титов



 
 
«Неинтересно делать просто «тусовку», нет такой цели, как собрать много народу», -  твои слова. В чем тогда цель «Масштабного проекта Про.Движение»?
 
Это эксперимент по отбору надежных, ответственных, в меру эгоистичных творческих людей. Цель действительно не "тусовка", главная задача - выдержать изначально заданные рамки проектов. Я предлагаю видение проекта, описывая его, давая основные вводные и ставя задачи. На эти условия реагирует определенный круг людей, которые принимают заявленную тему и активно в нее включаются. Так что это скорее повод заняться самообразованием, работой с материалом – деревом, металлом, а соответственно, с формой и пластикой. Отсюда и девиз -  «Люди умеющие работать головой и руками». Специально подчеркиваю - пишем без запятой после слова "люди", чтобы сразу избавиться от лишних ограничений.
 
Публика, получается, не так важна для тебя?
 
Главная задача - делать свои проекты вне времени и вне зависимости от заказчика и искушенного или неискушенного зрителя. Но цель, к которой мы все идем, безусловно, воспитание публики и зрителя путем прямого взаимодействия с создаваемыми нами объектами.
 
Авторские коллективы работают непосредственно на открытых площадках фестивалей доступных для свободного посещения, любой желающий или случайный похожий может стать участником творческого процесса или покрутить пальцем у виска. У кого на что хватит сил и желания.
дом-ферма
 
То есть мероприятия направлены больше на самих участников, нежели на зрителя?
 
Да нет, зритель и потребитель как раз очень важны. Просто у нас порой не хватает организационного ресурса, чтобы пропиарить проекты на уровне общественных СМИ и привлечь больше людей к результатам наших трудов. Нужны люди, которые сидят на телефоне и последовательно занимаются продвижением. Так что  приглашаю всех желающих помочь в нашу команду!
 
В этом-то и одна из основных проблем: сил вложено много, капитализация проектов серьезная – ни один миллион.  Но все силы уходят на организацию и проведение самих проектов, а информационная раскрутка слабовата. Иногда ощущаю, что некоторым профессиональным изданиям не очень интересно размещать информацию о наших проектах.
 
Капитализация с точки зрения затрат или стоимости?
 
Денег вложено, конечно, гораздо  меньше. Но настоящее искусство может быть сделано за копейки, а стоить миллион. Мы создаем искусство, а не архитектуру. 95% всего, что мы делаем -  это не архитектура, хотя  создана архитекторами. Люди искренне вкладываются в то, что хотят и как хотят и привносят в арт-пространство свое архитектурное восприятие – то, что им прививают в институтах: работу с формой, пластикой, с материалом.
 
 
Как справляетесь с материальными затруднениями? Партнеры, Hitachi, Epson, что-то вкладывают в проект?
 
Да, безусловно, они нам помогают, но не финансами, а ресурсом: они предоставляли технику, что порой важнее денег. Некоторые люди вложились в наше дальнейшее общение и сотрудничество как меценаты, не требуя взамен баннеров и размещения своих логотипов. Речь, как правило, о небольших суммах, но мы очень ценим поддержку бизнесменов, которые видят смысл в нашей деятельности.
 
Хотя, в большинстве случаев, «просто так», на раскрытие творческого потенциала людей и создание новых арт-пространств деньги дают очень и очень небольшое число компаний, в миссии и философии которых прописаны «социальная ответственность и поддержка искусства»  Но нам, как правило, не удается с ними вступить в диалог из-за отсутствия структуры и взаимопонимания.
 
В конце июня мы зарегистрировали фонд поддержки и создания творческих проектов «Про.Движение». Надеемся, что это как-то изменит отношение к тому, что мы делаем, и запустит новый, более адекватный механизм взаимодействия с коммерческими структурами. Говоря же о последнем проекте «Катастрофа», мы нашли порядка 300 тысяч спонсорских денег, а все вместе, включая наши собственные средства, обошлось где-то в полмиллиона рублей. Это конечно не считая затрат самих участников на проезд, питание и жилье. В целом, если сравнить с затратами на другие похожие проекты, думаю это не самая большая сумма, но итог гораздо мощнее. Сами видите.
дом-ферма, вид сверху
 
У тебя много интересных проектов, но их география не поддается никакой логике. Ты сознательно не привязываешься к одному месту?
 
Да, мы кочевники, привязка к какому-либо месту сразу накладывает ряд обязательств и так или иначе заставляет повторяться. В нашей идеологи так и прописано, что мы не привязываемся к конкретным площадкам.
Мы где-то начали, например, в Самаре создана какая-то база, условно бренд, можно продолжать, но мы не можем стоять на месте. Хотя, безусловно, бросать такое начинание нельзя и у нас теперь много самарских друзей, готовых участвовать в подобных проектах.
На самом деле, похожие проекты можно самим сделать, только нужно побольше наглости и стремления. Вопрос в напоре. Я всегда готов поддержать своими ресурсами,  если не нужно выступать в качестве куратора или главного организатора.
 
А какая-то стратегия развития у тебя есть?
 
Мы имеем большой опыт в проведении фестивалей на собственном энтузиазме, есть хорошее портфолио: как чистый арт, так и функциональные объекты. Есть, как говорится в маркетинге, ассортимент. Но да, нам нужна публика, а также полноценная стратегия развития.  Сейчас как раз занимаюсь ее разработкой.
 
Какие ещё проекты планируете в будущем?
 
Проекты по благоустройству городских пространств в рамках футбольного чемпионата. Хотим запустить во всех 11 городах, называться он будет «Скамейка запасных». Мы его делали для Краснодара, но там все "зависло". Теперь хотим переработать формат в более глобальный. Время есть и есть возможности. Есть интерес у корпораций, которые готовы вкладываться в творческие мероприятия, проводимые на городских территориях.
 
То есть, хотите перейти на более масштабные и коммерческие проекты?
 
Сейчас у нас накоплен опыт – более 30 авторских коллективов по всей России и постсоветскому пространству: от Владивостока до Минска. Надеюсь, в ближайшее время появится возможность приглашать их на мероприятия, платить гонорары, оплачивать дорогу. Хочу перейти на такой формат. И таким образом зарабатывать на совсем «оторванные» проекты. Хотя такого мощного проекта подобного нашей «Катастрофе» в голове пока нет.
 
Что касается городских пространств, то о себе громко заявило бюро Wowhaus (Стрелка, ЦПКиО Горького). Вы с ними как-то соприкасаетесь?
 
Волей или не волей, мы идем туда же. Только немного другим путем. И с вышеупомянутой конторой наши пути, думаю,  скоро будут пересекаться, но и работы на всех хватит... хотя архитектор не должен становиться слишком «коммерциализированным».
 
 
Ты говорил, архитектор стал «кухонным» - дизайнером интерьеров и проектировщиком. Как так получилось?
 
Всё наросло одно на другое. Мировой кризис: банки стали требовать назад средства, многие застройщики не могли их вернуть и обанкротились. Например, в Москве с приходом Собянина бюджеты стали вкладывать в метро, дороги, мосты, трубопроводы - туда, где их проще освоить. Деньги ушли из профессии: частные инвесторы разорились, государственные пошли в другие области. Многие оказались не у дел. И стали устраиваться проектировщиками при строительных фирмах. Там архитектор не имеет права диктовать свою волю, а идет на поводу у директора. Строители сращиваются с архитекторами. Наша профессия растворяется. Но архитектурный цех еще существует, и просто так сдавать свои позиции мы не намерены.
 
Сколково
 
То есть еще можно повлиять на расстановку сил?
 
Система коррумпирована. Не надо в нее погружаться. Она порочна и способна легко поглотить любого свежего человека. Надо создавать новые структуры и организации, которые могут поменять расклад этих сил. Сейчас создается Национальная палата архитекторов (НПА). Так вышло, что я стал одним из учредителей, даже был избран в Правление этой новой и, надеюсь, в будущем очень полезной для профессии структуры. Суть в основе своей проста: лицензирование профессиональной деятельности не юридических, а физических лиц. Нужны другие элементы управления на законодательном уровне, которые бы ставили архитектора во главу угла, вернув ему лидирующие позиции. Кстати, применительно к нашей творческой деятельности мне поручена разработка фирменного стиля НПА, дело немного новое, посмотрим, что получится.
 
А что сейчас не так с законодательством?
 
Глубинная суть проблемы кроется в том, что наше государство, почитав чужие законы, решило разработать некоторую иерархию, но, так сказать, не смогло вовремя остановиться. Создали систему СРО (саморегулирующиеся организации юридических лиц), которые выдают свидетельства, подтверждающие право на проектные работы, а также собирают средства на страхование проектной деятельности, фактически известный всем «общак». Никак не можем избавиться от бандитских законов. Чтобы было с кого спросить. Но по факту, случись что на объекте – архитектор не ответственный, лицензия у фирмы, а фирма сегодня была, завтра нет. Полная безнаказанность. Элементарно нет ответственных людей. На Западе кирпич упал – тюрьма.
 
 
И в чем смысл Архитектурной палаты?
 
Как я уже сказал, выдача лицензии не юридическим, а физическим лицам. В какой бы фирме я не работал, за свою подпись должен отвечать я как специалист с высшим, подтвержденным дипломом института. Не фирма, а я сам. Если  в Думе примут закон о Палате и мы сможем  выдавать свидетельства, подтверждающие профессиональную ответственность, то архитектор вновь станет главным в строительном процессе. Это нужно нашему профессиональном цеху. В нашем законодательстве есть серое понятие «проектировщик», понятия «архитектор» просто не существует. Но ситуация при которой будет существовать объединенная  структура основанная профессионалами, живыми, ответственными людьми, может существенно изменить расклад сил в строительной индустрии. Это и будет настоящая самоорганизация, в которую не смогут влезть люди, не имеющие диплома об архитектурном образовании.
 
Одна из главных задач Палаты - создание единого реестра российских архитекторов, который позволит вести реальный контроль за профессиональной деятельностью, что, в свою очередь, должно исключить непрофессионализм, неэтическое поведение и т.п. Ведь если архитектор будет исключен из палаты, он элементарно не сможет работать по специальности. А главное - появится возможность поднять профессиональный уровень. В идеале наша работа начнет реально цениться как в финансовом, так и в общественном плане.  Но все это предстоит еще создать и впереди еще очень сложный процесс становления, особенно учитывая, что подобная организация - это своего рода власть, а желающих ею воспользоваться может появиться достаточно много. Нельзя допустить создания альтернативных организаций подобного рода, в таких вопросах двоевластия быть не может, иначе просто все теряет смысл. Исключат из одной, уйдут в другую. Тут надо, несмотря на внутренние разногласия, объединиться и выступить, как нынче модно, одним архитектурным фронтом.
 
 
А сам ты заказы получаешь? Остаёшься в профессии?
 
В последнее время стали приходить заказы через наши фестивали. Вот АрхПолис заказал проект. В Сколково участвовали в конкурсе, прошли первый тур. Наши проекты – это тоже некоторое подспорье для профессиональной деятельности. Людям нужны деньги и мы не исключение, но при этом хочется сохранить свою аутентичность. Стараемся.
 
В итоге, к чему хочется прийти? Какие-то цели есть?
 
Четкой цели, кроме как жить в гармонии с собой и окружающим миром нет. Я построил кое-что - и большое, и маленькое, мне этого хватило пока. Я сидел в конторе, сейчас есть своя мастерская. Не было бы кризиса, все так  и продолжалось бы. Я рад, что из этой системы вырвался. Хочется разнопланово развиваться. Чувствовать остроту жизни. При этом можно же и проектировать. Хочу сценарий написать, пора снять «жесткий» фильм о нашей профессии. Вообще, много хороших идей, на пару лет вперед, а впереди еще семнадцатый год. Благодаря всем этим перипетиям и кризису, мы пошли в эти проекты, где чувствуем себя счастливыми людьми. Открываем для себя новые горизонты, чего собственно и хочу пожелать всем.
 

 


Еще по теме:
Архитекторы
Промодизайнеры
Фестивали

Просмотров: 8728

Оставить комментарий

Популярные статьи