Подписка на новости



Алина Сапрыкина: про Биеннале и ARTPLAY

 В Москве только что завершилась 4 Биеннале современного искусства. В связи с Основным проектом Биеннале в городе появилась новая масштабная выставочная площадка – в Центре дизайна ARTPLAY.

02.11.2011, 17:25



   В Москве только что завершилась 4 Биеннале современного искусства. В связи с Основным проектом Биеннале в городе появилась новая масштабная выставочная площадка – в Центре дизайна ARTPLAY.

 

Корреспондент archipeople.ru Екатерина Бычкова встретилась с art-директором ARTPLAY Алиной Сапрыкиной.
   Почему именно АRTPLAY выбрали для проведения 4 Биеннале?
   - Еще этой весной организаторы Биеннале не знали точно, где будет представлен Основной проект – вариантов имелось не так много, и пора было определяться с выбором. Им очень понравился наш центр как новое, интересное и перспективное место. Один ньюанс - на тот момент у нас не было подходящих по площади выставочных залов.
 
Тогда мы решили такие залы создать, взявшись за реконструкцию самого большого нашего корпуса, который стоял какое-то время «замороженным», ждал лучших времен.
 
Таким образом, Основной проект 4 Биеннале был представлен в новых залах, построенных в ARTPLAY специально для Биеннале - а также с целью дальнейшего использования под cобственные выставки и другие проекты. Новые пространства ARTPLAY очень понравились куратору Петру Вайбелю, они показались ему адекватными экспозиции и по объему, и по стилистике.
 
   Какие изменения произошли в Центре дизайна ARTPLAY в связи с Биеннале?
   - До 4 Биеннале у нас было только два выставочных зала по 1000 м 2 плюс пространство на крыше одного из зданий (4-этажного, в котором два верхних этажа занимает Британская высшая школа дизайна), а теперь выставочные площади ARTPLAY – это более 8 000 м2. При том, что общая площадь нашего Центра дизайна 75 000 м2.
 
Мы открыли новый вход на территорию Центра – с  набережной Яузы. Это было сделано для удобства посетителей. Открылась парковка внутри территории, улица стала односторонней, заканчивается  реставрация отдельных зданий и отделка внутренних помещений. Сейчас наш главный архитектор занимается проектом наших уличных зон, и,  если будет реализовано все, как задумано – с элементами ландшафтного дизайна, скульптурами, объектами – то уже следующим летом у нас будет суперзамечательно.
 
ARTPLAY — масштабный по площади центр. Если посмотреть на карте в Яндексе, то вы увидете, что мы занимаем целый квартал, ограниченный с одной стороны Курской ж/д, с другой стороны - улицей Нижняя Сыромятническая, с третьей стороны – набережной Яузы.
На территории нашего Центра дизайна много зданий разных времен – от дореволюционных до советских, ранее на этой территории был огромный завод, теперь – это творческий и торговый «городок».
 
Биеннале послужила дополнительным стимулом к тому, чтобы увеличить темпы по завершению ряда работ. Помимо Основного проекта, который проходил в новых выставочных залах,  многие другие наши помещения, вплоть до фойе отдельных корпусов и подвалов, тоже были задействованы под Биеннале, а именно под Спецпроекты и События параллельной программы, лекции, мастер-классы – то есть получилось, что осенью этого года 4 Московская биеннале поселилась как бы на всей нашей территории.
 
   Вам нравится результат?
   - Подводя итог, можно сказать, что все прошло успешно. Пространства ARTPLAY — это лофты — бывшие заводские пространства с высокими потолками, огромными окнами, колоннами.  Брутальная эстетика интерьеров интересным образом сочеталась с темой Основного проекта Биеннале - «Переписывая миры», а некоторые Спецпроекты смотрелись у нас выдающимся образом.
 
Кроме того,  мы всецело помогали организации Биеннале там, где это требовалось. Для команды ARTPLAY  работа по 4 Биеннале была колоссальным и бесценным опытом
   Алина, любое культурное событие вызывает споры. В рецензиях на 4 Биеннале часто встречаются мнения, что экспонаты Основного проекта не связаны между собой. Некоторые считают, что это сделало экспозицию сумбурной и слишком раздутой.
   - Основной проект Биеннале  реализован куратором Петером Вайбелем. Мнения у тех, кто пишет рецензии самые разнообразные, как это всегда и бывает.  Мы со своей стороны сделали главное: обеспечили 4 Биеннале местом проведения.  Также, что было важно: у нас, в лекционных залах БВШД, были проведены программные события 4 Биеннале, то есть лекции и мастер-классы художников, кураторов, известных искусствоведов.
 
А вот Спецпроекты и события Параллельной программы, представленные в ARTPLAY во время Биеннале  — полностью наша идея. Мы изучали ситуацию, узнавали, что интересного готовится в Москве. Я искала отдельные внятные выставки еще до того, как появилось решение по проведению Основного проекта у нас.
 
Не было цели каким-то образом объединить все. Каждому куратору необходима возможность выразить себя, быть адекватным самому себе. Не надо пытаться связать все в единую историю. Программа должна быть разнообразной, каждое высказывание должно иметь свою территорию. Поэтому мы оказывали минимальное влияние  на кураторов, их концепции. Важно было дать подходящее пространство, помочь с организацией, поддержать,  но не менять формат.
 
В итоге, кроме Основного проекта в ARTPLAY было представлено также 12 выставок, имеющих отношение к Спецпроектам или Параллельной программе 4 Биеннале - в нескольких из них мы являлись соорганизатором (фестиваль МЕДИАУДАР, симпозиум PRO&СONTRA и др)
   Многими критиками высказывалось недовольство не только по поводу экспозиции, но и по поводу площадки. В частности, помещения АRTPLAY называют находящимися «в процессе перманентного строительства и не менее унылого ремонта, одномоментной перестройки и постепенной реконструкции».
   - При этом речь не шла о пространстве Основного проекта Биеннале. Ты заходишь в центральный вход Центра дизайна, специально открытый со стороны  реки - и сразу попадаешь в экспозицию «Переписывая миры».
Мы специально построили этот отдельный вход, чтобы люди могли заходить прямо на выставку, а не проходить по внутренней территории Центра, где своим чередом идут работы.
 
Пространство Центра дизайна ARTPLAY— это довольно большая территория, она развивается пошагово. Здесь постройки очень разнообразные с точки зрения архитектуры и времени - что-то надо реставрировать, что-то реконструировать или почти полностью перестраивать. При этом кто-то уже «заселился» и ведет свою деятельность - шоу-румы, лавки, кафе, бюро, мастерские, – а кто-то только монтируется: клуб, кинозал, другие шоу-румы, мастерские…
 
Все это видят те, кому интересно побродить внутри и исследовать территорию. Мы рады, если у посетителей выставок происходит такое исследование. Также и обратная история: мы рады, если клиенты магазинов и архитектурных бюро становятся посетителями культурно-выставочных мероприятий, проходящих в наших выставочных залах.
 
   Что будет происходить с залами, в которых идет демонстрация Основного проекта, после завершения Биеннале?
   - Первые два этажа самого высотного (8-этажного) строения Центра дизайна ARTPLAY , то есть наши новые «биеннальные» выставочные залы, так  и будут  выставочными. У нас в планах – 4-5 собственных проектов в год. Уже есть некоторые конкретные планы, но какие — пока секрет.  Не секрет, что иногда  эти залы будут также сдаваться в аренду под мероприятия, но только такие, которые по своей концепции могут происходить в Центре дизайна.  
 
Нам бы хотелось, чтобы  в наших выставочных залах ARTPLAY происходило все лучшее, что имеет отношение к дизайну и архитектуре. В то же время мы выходим за рамки чисто дизайна и архитектуры. Центр ARTPLAY — многофункциональное пространство: здесь могут проходить выставки современного искусства, лекции, модные показы, перформансы, концерты, театральные постановки, фестивали.
   Какие планы у Центра ARTPLAY?
   - У нас большие планы по развитию. В самом начале, например, у нас было одно кафе, сейчас работает четыре. Забегая вперед, расскажу, что мы хотим открыть небольшой кинотеатр с постоянным кинозалом, чтобы показывать концептуальное кино. Этим направлением займется команда профессионалов, которая будет курировать деятельность кинотеатра.
 
Важно, чтобы каждым делом  занимались люди, которые в нем разбираются.
 
Есть идея открыть небольшой отель для художников. Это продиктовано необходимостью. К нам часто приезжают художники из других городов, других стран. Ближайшие гостиницы находятся довольно далеко и дорого стоят. Мы хотим создать номера с особой творческой атмосферой и по доступным ценам.
 
Зимой у нас будет работать каток на крыше – пока единственный в Москве. Он уже работал у нас в прошлом году, в тестовом режиме. Работа катка связана со сложными техническими, инженерными решениями. В прошлом году мы опробовали технологию. В этом году все заработает в полную силу.  На катке будет прокат, бар, музыка.
Мы хотим, чтобы ARTPLAY был местом не только интересным, но и комфортным.
 
Хотим создать своеобразный «городок»-сад, ведь в Москве очень неуютно, особенно осенью и зимой. Хотим, чтобы у нас было уютно.
 
У нас здесь все разное: разные стили, разное время, разная архитектура, разная высота, разные материалы - красный дореволюционный кирпич и бетон. Нам интересно найти и сохранить все ценное, найти сочетания материалов, стилей, времени...  Сочетание в этом случае, действительно важно. В отличие от событий, где каждое уже уникально и не похоже на другое.
 
   Что происходит в ARTPLAY сейчас, в конце осени?
   - В настоящее время у нас проходит много мероприятий для молодой творческой аудитории.
Что же касается наших постоянных «жителей»-арендаторов, то мы выбираем тех, кто подходит нам концептуально: дизайн, архитектура, искусство, мода, кино и разные смежные темы, связанные как с бизнесом, так и с творчеством.
Нас интересует общность деятельности, интересов, желание коммуникации   и взаимовыгодного сотрудничества. Мы всех объединяем, но при этом даем каждому возможность развиваться в собственном направлении.
 
Мне кажется, что ARTPLAY — очень своевременное явление для сегодняшней Москвы.  Многие понимают, что  подобная работа по созданию отдельного правильного места очень важна. Можно только представить себе, как может быть интересна и сложна работа по изменению глобальных городских пространств.  При этом  каждая часть – это  часть целого, и чем больше будет хороших мест в городе, тем наш город в целом будет лучше и многообразнее.
 
   Цифры Биеннале?
   - Выставку Основного проекта 4 Биеннале в ARTPLAY посетило около 50 тыс чел.
 

Еще по теме:
Арт-интервенции
Фестивали

Просмотров: 9319

Оставить комментарий

Популярные статьи

Конкурсы

Все конкурсы