Подписка на новости



Телеграмм

Переходите на канал Люся ин да хаус !



Знакомьтесь: Processing

 В 2011 году в Москве прошла выставка цифрового искусства Decode. Интерактивные инсталляции, показанные в «Гараже» породили желание продолжить эксперименты, и возник вопрос: какие компьютерные инструменты могли бы быть  в этом полезны. Среда компьютерного проектирования Processing (Pr) привлекла особое внимание, поскольку  ее цель – познакомить с азами программирования художников и дизайнеров.

10.07.2012, 09:16



Текст: архитектор Наталия Волкова
 
В 2011 году в Москве прошла выставка цифрового искусства Decode. Интерактивные инсталляции, показанные в «Гараже», породили желание продолжить эксперименты уже за пределами экспозиции,  и возник вопрос: какие компьютерные инструменты могли бы быть  в этом полезны.
 
/ цифровое искусство основано на использовании компьютерных технологий, в частности программного кода./
Среда компьютерного проектирования Processing (Pr), созданная специально как инструмент для быстрых визуальных экспериментов прилекла особое внимание, поскольку  ее цель – познакомить с азами программирования художников и дизайнеров.
 
Рr  - инструмент универсальный и гибкий. Широкий спектр областей применения программы обычно достигается за счет громоздкого и сложного интерфейса, но с Pr этого удалось избежать. Графический интерфейс программы – минимален, а в основу работы заложен простой алгоритм, для кода которого, в зависимости от конкретных задач, прописываются отдельные элементы и принципы управления ими. Это позволяет максимально гибко и рационально учитывать исходные условия и находить неожиданные решения.
 
Processing (Prсоздан  в 2001 году Кейси Риасом и Беном Фраем из Массачусетского Технологического университета (MIT) на базе известного компьютерного приложения и программного языка Java. В отличие от Grasshopper (Gh)  программа существует независимо от какой-либо развитой платформы./
 
О Pr пишут различные сайты иностранных блогов, где рассказывается, как добиться того или иного результата, и где авторы делятся своими достижениями и примерами кодов. Однако  эта информация остается очень разрозненной и не дает общего представления о программной среде и методах работы в ней. Поэтому, когда весной 2012 года архитекторы Точки Ветвления (http://branch-point.rpod.ru/) Эдуард Хайман и Филипп Кац организовали в России первый воркшоп по Pr, подготовленный и проведенный  преподавателями StudioX Института Архитектуры в Дессау (DIA) Александром Калачевым и Ольгой Ковриковой, мне захотелось в нем поучаствовать.
На фото: Александр Калачев, Ольга Коврикова
 
 Воркшоп прошел в галерее Вхутемас при МАрхИ и собрал не только архитекторов, но и интерактивных дизайнеров из Москвы, Санкт-Петербурга, Казани и Воронежа.
 
/DIA – Dessau Institute of Architecture – немецкий архитектурный институт, соседствующий с известным Баухаузом. В отличие от Баухауза DIA ориентирован на более современные техники и приемы  проектирования. Благодаря обучению на английскому языке, он привлекает большое количество иностранных студентов, в том числе и из России./
 
Традиционно в России обучение компьютерным пакетам ведется «попрограммно» - в рамках отдельных курсов разбираются особенности каждой, например, Autocad, 3ds max, Archicad. Так можно обучать техническим приемам, но этот подход не учит творческому использованию компьютерных программ.  Поэтому их пользователи превращаются в заложников собственных технических знаний, и часто у них нет перспектив для серьезного роста.
На практике в рамках одного проекта необходимо понимать принципы комплексного использования различных программ, механизмы конвертации и переноса информации из одной в другую. Именно комплексность решаемых задач заставляет рассматривать компьютерное проектирование  не только как технический процесс, но и как культурное явление. Но пока на практике из-за отсутствия понимания культурного аспекта компьютерного проектирования, его спектр сужается до решения достаточно простых и утилитарных задач.
Проект AquariMen&Plastilin 2.0
Студенты Петр Мишин и Виталий Гайдаенко
 
А Pr позволяет в рамках одной работы почувствать сложность и взаимосвязанность задач и понять принципы совмещения различных программ. Поэтому  целью воркшопа было не только освоить программный язык Pr, но и дать учатникам  основы компьютерной культуры проектирования, показать новые возможности использования традиционных программных инструментов.

Проект "Живая стена"
Студенты Наталия Волкова, Юлия Самодурова, Сергей Гаранин
 
/скрипт, сценарий – это алгоритм, который позволяет автоматизировать действия, выполняемые обычно либо в ручную, либо через графический интерфейс программы, в частности, создавать связки между элементами, сделанными в  разных программах./
 
В DIA изучением комплексного метода компьютерного проектирования занимается, в частности, StudioX, которой руководит ведущий преподаватель воркшопа Александр Калачев. В ней исследуются методы скриптинга (scripting) или работы с программными кодами и алгоритмами. Продумывая скрипт, автор определяет не только пространственную и архитектурную концепцию проекта, но и создает концепцию построения и изучения его виртуальной модели, а также принцип ее визуализации и воплощения. Разработка скрипта может вестись двояко – либо как эксперименты в виртуальной среде, либо как теоретическая разработка логики скрипта. Метод скриптинга позволяет более системно и гибко использовать компьютерные инструменты для решения архитектурных задач.
Проект IsolationAgent
Студенты Кирилл Лебедев, Георгий Айгунян, Алексей Королев 
 
Контекст, в котором комплексный метод компьютерного проектирования становится важным инструментом для решения реальных задач, создается не только путем виртуальных исследований, но и благодаря развитию инженерных и конструктивных технологий. Как справедливо заметила Ольга Коврикова, работающая в DIA, «мы должны идти вперед, чтобы приблизить будущее» и двигаться в авангарде инженерной мысли.
Реальное строительство в малом  масштабе форм, созданных в процессе компьютерных экспериментов в Pr, уже возможно благодаря известной и проработанной технологии – быстрого или трехмерного прототипирования посредством 3d печати. Размеры 3d принтеров могут быть разными – например, для домашнего использования применяются совсем небольшие. Перспективы создания объектов с нелинейной геометрией в натуральном масштабе также изучаются в StudioX – для этого исследуются методы возведения стен из различных материалов – дерева, бетона, песка. Однако переход от виртуальных образов к созданию реальных объектов – процесс долгий. Формирование материальной и строительной цифровой культуры еще только начинается.

Проект "o muse" об анализе слов и длинны предложений Натальи Синельщиковой

 

  

 

Проект "Персональное пространство". Студенты  Никита Попов, Михаил Синикин, Алия Ишмукаметова 

 

/быстрое или 3d прототипирование -
 
технология, позволяющая воплощать объемные макеты по виртуальным трехмерным моделям. Изначально применялось для макетов деталей, требующих повышенной точности,  в условиях промышленного производства и специализированных лабораторий, сейчас развивается целый рынок портативных 3d принтеров для печати более широкого спектра моделей, в том числе архитектурных, в домашних условиях./

В первой части воркшопа Александр Калачев познакомил участников с небольшими упражнениями, в  которых можно было свободно экспериментировать с  кодом и придумывать его дополнительные элементы, чтобы потом, во второй части использовать наработанный опыт при создании собственного проекта.
 
 
Проект "Динамика пересещений" (двор МАрхИ)
Студенты Макс Николаев, Александра Павлова
 
Потенциал применения архитектурного кодинга и Pr был широко представлен работами, сделанными во второй части воркшопа. Для создания проектов участники разделились на семь групп с рабочими темами - «квартал», «двор МАрхИ»,  «рабочее пространство», «навес», «живая стена», «виртуальный пластилин» и «игры со словами». Две группы исследовали реальные ситуации: тема «квартал» была посвящена изучению проблем инсоляции, а другая, «двор МАрхИ», – характеру навигации в пространстве двора. Три другие  группы изучали идеальную пространственную ситуацию - «рабочее пространство», «живая стена» и «навес». Еще две группы делали интерактивные инсталляции – «виртуальный пластилин» и «игры со словами».
 
/архитектурный кодинг или скриптинг часто сравнивают с кинорежессурой. Но напрашивается сравнение и с музыкой. С одной стороны, существует классическая формула: архитектура – это застывшая музыка. С другой, источник современной архитектуры и дизайна, например, в работах Даниэля Либескинда или Карима Рашида, часто не очевиден в визуальной культуре, но имеет ясные аналогии в музыке. Да и сама структура и композиция кода близка к нотной записи, а замкнутые алгоритмы – к музыкальным темам./
 
Работа с кодом над конкретной задачей позволила участникам воркшопа почувствовать особенности программирования  в Pr, а также научиться анализировать структуру кода. Не менее ценным была и возможность по-новому взглянуть на уже имеющийся у них опыт работы в компьютерных программах. Все вместе это рассеивает мифы о архитектурном  кодинге или сприптах как инструментов, относящихся только к области  чистого искусства. Воркшоп показал их прикладной характер - это способ поиска реальных ответов на насущные и острые вопросы.
 
Сотрудничество StudioX Александра Калачева и Ольги Ковриковой и Точки Ветвления Эдуарда Хаймана и Филиппа Каца будет продолжаться – преподаватзели DIA приедут на фестиваль с рабочим названием «Влияние», организуемый Точкой Ветвления, в середине августа на Стрелке. Их участие в фестивале – важный шаг в движении к принципиально новому уровеню в освоении комплексных методов и развитии культуры компьютерного проектирования.
 

Processing workshop @ MARCHI spring from Max Nikolaev on Vimeo.

 

p.s. Благодарю Точку Ветвления и лично Филиппа Каца и Эдуарда Хаймана!


Еще по теме:
Образование

Просмотров: 11536

Оставить комментарий

Телеграмм

Переходите на канал Люся ин да хаус !





Конкурсы

Все конкурсы