Подписка на новости



Телеграмм

Переходите на канал Люся ин да хаус !



Петр Виноградов Про.Движение

"Все началось с появления в Союзе Московских архитекторов в марте 2009 года кузнеца Леонида Карельштейна ... Так сформировалась команда единомышленников, организаторов нашего проекта..."

18.12.2011, 21:54



 Интервью с архитектором и лидером проекта Про.Движение Петром Виноградовым.

 

Название вашего проекта "Про.Движение", о каком движении идет речь?

   - В определённый момент времени, при обсуждениях одного из наших проектов, возник вопрос: как вы называетесь? В это время мы плотно работали над фестивалем «АрхКузница» и такой вопрос поставил нас в тупик.
Стало ясно, что мы как организаторы должны иметь некое название отражающие суть нашей деятельности, не ограниченной только проведением фестивалей - нужна вывеска, под которой мы могли бы реализовывать творческие проекты, не связанные напрямую с архитектурной деятельностью.
 
 
   После долгих и мучительных раздумий название "Про.Движение", пришло, как это часто бывает, само.
В нем есть анонимность: попробуйте забить в интернете эти слова, и увидите, насколько они широко используются,  в то же время, название отлично отражает суть проекта, его цели и задачи («сеять разумное, доброе, вечное»).
 
   Вообще, все началось с появления в Союзе Московских архитекторов в марте 2009 года кузнеца Леонида Карельштейна с предложением провести совместный проект. Так сформировалось команда единомышленников: Александр Айрапетов, Маша Седова, Сергей Романов, Евгений Золотухин, Павел  Сонин, Арсения Новикова, Алиса Прихудайлова, Катерина Бычкова, Андрей Медведев. Это так сказать основа, но далеко не все, кто помогает нам в создании и реализации проектов.
 
Какие (проекты) фестивали и конкурсы  вы провели с момента основания Про.Движения?
 
 
 
   - Нам удалось (натворить) сделать достаточно: за два года мы провели три фестиваля: «АрхКузница 2010» и два фестиваля большого проекта «СамараNEXT» - «Место встречи» и «Остров свободы». В первом случае, совместно с кузнецами мы возрождали авангардную скульптуру, во втором создавали объекты городского благоустройства.
 
   Но большой удачей со своей стороны, считаю организацию и проведение совместно с мастерской ТАФ и при поддержке «Архстояние» конкурса по созданию протообъекта «Сарай#11».
 
   Не знаю, какой архитектурный конкурс в России на сегодняшний день смог собрать 322 работы более 260 авторов или авторских коллективов, при этом, без денежных призов, кроме заявленной реализации в Николо-Ленивце одного  проекта-победителя. В итоге, как все знают, их было реализовано пять, фестиваль  «Архстояние» поменял название темы на "Сарай" и я, честно сказать, не знаю, какие могли бы быть отзывы общественности и прессы, если бы не эта тема.
 
 
 
   Но для меня как куратора конкурса реализация была не главной задачей, главным  было донести до широкой общественности принципы «Протокультуры», пропагандируемые мастерской ТАФ под руководством Александра Ермолаева на протяжении 30 лет в исследовательской работе  со студентами, выставочной деятельности, выпуске книг и т.п. Судя по качеству большинства присланных на конкурс проектов, считаю, что нам это удалось.
 
 
   Кроме того, все полученные на конкурс проекты можно рассматривать как учебные пособия, творческий диапазон огромен - от способа подачи работ до вложенных в них идей. Спустя полгода я все чаще начинаю их изучать более пристально, и каждый раз открываю для себя новые интересные решения.
 
 
К сожалению должен отметить, что иногда наши проекты встречают странное сопротивление... (со стороны колхозников). И некоторые их рассматриваю как коммерческие, должен честно сказать, пока только своё тратим.
 
В чем существенное отличие ваших проектов от других архфестов?
 
   - Я уже давно думал над этим и тут неожиданно сам для себя сформулировал: мы создаем объекты городского средового дизайна. Подчеркиваю, именно городского и именно дизайна. Это если коротко.
 
К нашим проектам больше подходит приставка АРТ, а не заезженная АРХ, хотя я и сам ее использовал в нашем первом проекте. Наверное, сказывается то, что отец художник, а мама искусствовед.)
 
А если подробнее, то в наших проектах я стараюсь высоко поднять планку, мне не интересно делать просто событие, тусовку, нет цели собрать много народу и объявить об этом во всеуслышание. С кузнецами мы в первые в истории современной России создали 12 авангардных скульптур,  как бы громко это не звучало, но это, к сожалению так. К сожалению, потому что десятилетиями все то, с чего начинался ХХ век в мировой истории культуры было у нас странным образом заброшено, а сейчас одни клоуны и, как говорил художник Владислав Рожнев, " кони с яйцами",  Только если раньше это звучало в превосходной степени как определение группы «Бубновый валет», то в наше время кони ушли - одни яйца остались.
 
 
 
В Самарском проекте главной задачей было создание функциональных объектов. Нельзя смотреть на общество, как на стадо баранов, как ни крути, общаться надо. Мы все из стада. А если без шуток, то я считаю, что зрителя и потребителя надо воспитывать, а этого нельзя делать, существуя в параллельном мире, делая только для тех «кто понимает». А кто сказал что эти "некто" понимают что-то? Но это сложный вопрос. Главное, чтобы наши объекты функционировали и пользовались ими простые граждане.
 
 
 
Я помню как в Самаре дети качались в кресле и какой восторг был в их глазах не только от самого процесс, но и от, на первый взгляд, абсурдности, что вот как оказывается можно использовать кресло! На нашей лавке народ сидел, пил пиво и тоже себя неплохо чувствовал.
 
 
   Часть объектов летнего фестиваля мы передали в Центр временного содержания несовершеннолетних нарушителей. Нам надо помнить, что только так можно хоть что-то поменять в менталитете наших сограждан, воспитать уважение к чужой работе и стремлениям авторов. Безусловно, процесс долгий и займет не одно десятилетие общих усилий, но давайте попробуем.
 
 
 
Над какими проектами вы работаете в настоящие время?
 
   - Все никак не можем остановиться.... Затягивает.  Сейчас мы работаем над тремя фестивалями. Ближайший, совместный зимний фестиваль с Кириллом Баиром – «MorozCity». Это первый для нас зимний проект, в котором мы выступаем в качестве координаторов, осуществляем информационно-техническую поддержку и приоткрываем для себя совсем другие принципы организации фестивалей, по которым проходят большинство международных фестивалей скульпторов, художников...
 
Так сказать работаем на подхвате, так как полностью посвятить себя этому проекту просто не позволяют возможности, сказывается нехватка времени в связи с организацией других проектов, задуманных ранее, а также с решением более глобальных задач.
 
 
 
   Главное для меня  сейчас - это работа над нашим широкоформатным проектом «2012.Фестиваль катастрофа», задуманным еще полтора года назад. Тему легко можно понять из названия. Один из слоганов проекта: «Много лет нам предсказывают глобальные катастрофы… Пришло время выразить своё отношение к этой теме в новом широкоформатном фестивале».
 
   Задача - собрать на одной площадке широкую аудиторию не ограниченную только архитекторами. Мы хотим пригласить, и уже начали делать это, фотографов, художников, артистов, кинорежиссеров и т.д.
 
 
 
   Есть талантливая молодежь в нашей профессиональной среде, она есть и в других профессиональных кругах, а значит, пора бы нам познакомиться поближе, лицом к лицу, поделится опытом, рассказать друг другу о своих профессиях. Возможно, именно на такой площадке могут возникнуть интересные совместные проекты.
 
 
 
   Совместно с администрацией Краснодарского края уже определено время и место проведения фестиваля: конец августа,  станица Тамань, на берегу Азовского моря. На данном этапе разработки проекта мы планомерно прорабатываем программу фестиваля, разрабатываем гибкие условия для участия представителей различных творческих профессий. Придумываем, как втянуть их в  процесс, ведь обычно команды участников строят свои объекты, а что делать остальным? Задача не такая простая, как кажется на первый взгляд. Поэтому сейчас пока мы объявили отбор работ по самому близкому и понятному нам разделу "арт-объект".
 
 
 
   В жюри данного раздела уже согласились войти два очень мощных художника: Вячеслав Колейчук и Николай Полисский, с которыми нас тесно подружили наши предыдущие проекты. Возможно, они тоже создадут свои объекты, во всяком случае, предложение с нашей стороны уже прозвучало и оба обещали подумать.
 
   Каждый куратор имеет право на самореализацию не только как организатор, но и как автор. Естественно, и я себе в этом не отказываю. Вот одна из идей навеянная фестивалем «Burning man» и нашими выборами. К счастью не все следят за новостями в наше предвыборное время, но кто следит, тот поймет: фигура человека, идущего по пляжу непосредственно в Азовское море (до воды остается метров 5, чтобы не возникали сомнения в направлении движения), с аквалангом за спиной, немного согнувшегося под его тяжестью, волочащего за собой в каждой руке по античной амфоре, за которыми тянется след на песке... Назвать работу можно по Пелевину: у каждого бренда своя легенда. Работу выполнить в металле, высотой около 4-5 метров.
 
 
 
   Есть идеи и попроще: большой воткнутый под небольшим углом в землю волончик, хотя это к моменту проведения фестиваля будет уже не так актуально. Так что присоединяйтесь! Поле деятельности обширно, мы со своей стороны приложим все усилия для реализации интересных идей.
 
 
 
   Третий проект, который мы запускаем буквально на днях совместно с Союзом архитекторов России и администрацией города Можайска, при поддержке местного бизнес сообщества - «Рубеж», в год двухсотлетия Бородинской битвы задуман для того, чтобы обратить внимание  на город Можайск, который на протяжении не одного столетия действительно был оборонительным рубежом, начиная со «смутного времени», и в обе Отечественные войны.
 
 
 
   Помимо этого, после полугодичного перерыва, мы продолжили заниматься подготовкой книги/каталога посвященного фестивалю «АрхКузница», рабочее название: "Как правильно провести фестиваль. Пособие для начинающих". Смысл книги заложен в названии. Надеюсь, к АрхМоскве издадим.
Также в планах проведение передвижной фотовыставки собственных фотографий.
 
Какими ты видишь перспективы развития вашего проекта и общие тенденции развития фестивального движения в России ?
 
   - Ну, с нашим проектом все просто, хотя нас и затянула волна фестивалей, будем стараться себя не ограничивать исключительно этим форматом. В настоящие время мы регистрируем одноименный некоммерческий фонд, который позволит нам расширить возможности для реализации различных проектов. В попечительский совет фонда согласились войти Александр Ермолаев, Николай Полисский, Вячеслав Колейчук, Андрей Боков, Алексей Бавыкин, Дмитрий  Фесенко.  Коллектив серьезный и непростой, но мы легких путей не ищем.
 
   Есть много новых идей, но в последние время предпочитаю их не афишировать.
 
 
   А вот с общим движением сложнее. С одной стороны, за последние пять лет был настоящий бум фестивалей: «Города», «БухАрх», «Огород», «Артерия», фестиваль в Челябинске «Свое место» и т.п. Безусловно, все эти проекты держались на энтузиазме конкретных групп людей и были поддержаны широкой аудиторией студентов и архитекторов, засидевшихся в своих мастерских и институтских аудиториях. Но не может же все идти по одному кругу, все растут и все меняется, фестивали начинают эволюционировать, из организаторов, кто-то отходит в сторону, кто-то  начинает зарабатывать деньги. Все правильно, но дух первопроходничества уходит, нужна новая кровь. В Иркутске, например, первое поколение организаторов  БухАрта передали дальнейшее проведение фестиваля студентам.
Нужны свежие идеи, новые кураторы.

 Петр Виноградов специально для ARCHiPEOPLE


Еще по теме:
Фестивали

Просмотров: 15938

Оставить комментарий

Телеграмм

Переходите на канал Люся ин да хаус !





Конкурсы

Все конкурсы