Подписка на новости



Правила мэра: Энрике Пеньялоса

«Если относиться к людям так, как будто они особенные, священные существа, то они начинают вести себя соответственным образом. Это позволяет создать иной тип общества.»

Раньше Богота был классическим городом из фильма о странах Третьего мира: разруха, преступность, наркотики. Теперь там безопаснее, чем в Вашингтоне и Балтиморе, и уж точно гораздо приятнее.

Бывший мэр Боготы (1998-2001), мечтатель Энрике Пеньялоса, автор удивительного превращения, был одним из главных спикеров прошедшего Московского Урбанистического Форума. Сейчас он председатель совета директоров Института Транспорта и Развития (г. Нью-Йорк).

Вспомним его секреты идеального города.

12.12.2013, 16:15



 

Город, где живут счастливые люди

 

Нам необходимо признать, что последние 100 лет мы строим города скорее для мобильности, чем для того, чтобы людям в них хорошо жилось. Каждый год тысячи детей погибают под колёсами автомобилей. Не пора ли начать строить более ориентированные на детей города? За прошедшие 30 лет мы смогли развить сознание людей во всём мире, показать им значение окружающей среды. В результате мы знаем очень много об идеальных условиях жизни для кита и о том, какой должна быть среда обитания, чтобы горная горилла была счастливаНо что мы знаем о городе, где живут счастливые люди? Здесь всё гораздо туманнее. 

Есть общепринятый способ определить, насколько чист водоём в горном источнике: если вы найдёте там форель, то вода здорова. В нашем обществе таким индикатором являются дети. Если мы можем построить город, пригодный для жизни детей, значит там будет хорошо жить и всем остальным.

 

Пешеходы, а не автомобили

 

Когда меня избрали мэром Боготы, я должен был ознакомиться с транспортным исследованием, в котором утверждалось, что город непременно должен построить надземную магистраль стоимостью 600 миллионов долларов. Вместо этого мы установили автобусную систему, которая обслуживает 700 000 пассажиров в день, и это стоило в два раза меньше.

Мы создали сотни пешеходных улиц, парков, площадей и велосипедных дорожек, – никаких автомобилей. Ещё мы избавились от беспорядочных рекламных вывесок в городе. Мы сконструировали самую длинную в мире улицу, предназначенную исключительно для пешеходов. Это может показаться странным, потому что улица проходит через беднейшие районы Боготы, а многие из соседних дорог даже не асфальтированы. Но наш сознательный выбор – не делать улицы более удобными для машин, зато обустраивать чудесные пространства для пешеходов.

Вся инфраструктура, заточенная на пешеходе, – это способ продемонстрировать уважение человеческому достоинству. Мы как бы говорим людям: «Вы важны – не потому что богаты или имеете докторскую степень, а потому что вы человек.» Если относиться к людям так, как будто они особенные, священные существа, то они начинают вести себя соответственным образом. Это позволяет создать иной тип общества.

Мы провели эксперимент – предложили проводить на буднях один день без автомобилей. В городе с населением в 7 миллионов человек все могли добраться до работы пешком, на велосипеде, на автобусе и даже верхом на лошади, – и все прекрасно себя чувствовали. Не было загрязнения воздуха, никто не стоял в пробках, зато появилось больше времени для продуктивной деятельности и наслаждения жизнью.

  

Каждое воскресенье на 7 часов мы закрываем 120 километров автомагистралей. Полтора миллиона людей любого возраста и достатка выходят на улицу, чтобы пробежаться, покататься на велосипеде и просто пообщаться.

Мы сделали голосование, и 83% респондентов сказали, что хотели бы проводить дни без автомобилей чаще. Вытащить людей из машин значит запустить процесс социальной интеграции: на соседних местах в автобусе оказывается богатейший бизнесмен и уборщица, у них может завязаться разговор, а там кто знает.

 

Парки как элемент социального равенства

 

Парки играют очень серьёзную стабилизирующую роль в обществе. Почти всегда мы встречаемся с людьми в условиях социальной иерархии. На работе кто-то начальник, а кто-то подчинённый; в ресторане кто-то заказывает, а кто-то обслуживает. Парки – это то место, где собирается сообщество. Они создают ощущение сопричастности. Здесь рады всем, независимо от возраста, достатка, культурного фона и физических способностей. Это помогает сформировать иной тип общества.

Сегодня мы можем увидеть фотографии Земли, снятые из космоса. И мы привыкли думать об этой красоте как о нашей планете. В действительности, на ней не так много мест, к которым широкий круг людей имеет доступ. Большая часть земли приватизирована, а публичные пространства – это дефицит. Богатейшее меньшинство всегда имело доступ к природе и развлечениям: они ездят в загородные дома, посещают гольф-клубы и рестораны, ходят на охоту. А что остаётся более бедным, особенно в странах Третьего Мира, кроме телевизора? Всё, что есть у бедняков, – это общественные пространства, так что это не роскошь, а тот минимум, который демократическое государство может предоставить своим гражданам, чтобы только начать компенсировать социальное неравенство.

Как только мы начали работу в городе, мы увидели падение уровня преступности и изменение отношения к городу. В ситуации самого сурового экономического положения, в котором мы когда-либо находились, мы просили людей добровольно жертвовать по 10% своего дохода на поддержание различных городских инициатив, включая парки. На наш призыв откликнулись 40 000 человек, что, как я считаю, как нельзя лучше демонстрирует дух сильнейшего единения, царящий в обществе.

Если мы, жители стран Третьего Мира, будем измерять наш успехи и провалы с точки зрения дохода, то нам придётся признать себя окончательными неудачниками. Поскольку наши ресурсы очень ограничены, мы должны изобрести иной способ оценить свои успехи. Например, с точки зрения того, как много времени проводят дети со своими бабушками и дедушками, или насколько мы умеем наслаждаться дружбой, или сколько раз люди улыбнулись в течение недели. Город хорош не тогда, когда он богат, а когда его жители чувствуют себя счастливыми. Общественные пространства – это путь не только к обществу более равных, но и более счастливых людей.

Возможно, главная проблема мировой безопасности – это устойчивое социальное и средовое развитие в самых быстрорастущих городах мира. Население городов в странах Третьего Мира растёт ежегодно прирастает на 80 миллионов человек. Это значит, что через 25-30 лет в них будет проживать около 2 миллиардов.

В таких густонаселённых городах, как Богота, Сан-Паулу и Мехико, практически нет мест, где люди могли бы войти в контакт с природой, спокойно поиграть на воздухе или общаться с другими как с равными. Мы не понаслышке знаем, как проживание в плохих условиях может вести к социальным проблемам, включая экстремизм и терроризм. Для выживания нам нужна еда и кров, но для счастья нам необходимо нечто гораздо большее. Если смотреть на ситуацию с этой точки зрения, то парки становятся такой же необходимостью для здоровья города – физического и духовного, – как и водопровод.

 


Фильм о том, как менялась Богота:

 

 

 


Фото: http://www.enriquepenalosa.com


Еще по теме:
Урбанисты

Просмотров: 6915

Оставить комментарий

Популярные статьи

Конкурсы

Все конкурсы