Подписка на новости



ЭкоЧашка - международный фестиваль экологического кино.

 Анастасия Лауканян: "В Италии фестиваль экокино проходит уже 18 лет, на него приезжают до 200 режиссеров со всего мира. Первым увиденным мной фильмом были «Рецепты для катастрофы» Джона Вебстерна. После просмотра домой вернуться самолетом уже не смогла. В России нет информационного экологического поля, но проблему нельзя изменить, если о ней не говорить."

06.06.2011, 11:42



 Анастасия Лауканян и Наталья Парамонова, создатели первого  в России Фестиваля экологического кино, смогли  договориться с западными  режиссерами о том, чтобы бесплатно транслировать их фильмы, привезли в Россию президента Европейской ассоциации архитекторов Жака Алларта, и развернули бурную деятельность по городам России.

Сегодня мы говорим об экоархитектуре в России, о том, как претворить утопию в жизнь, решать финансовые вопросы на волонтерских началах, создавать информационное экологическое поле там, где оно не может существовать.
 
Информационная справка:
ЭкоЧашка — единственный некоммерческий фестиваль в России зарубежного экологического кино. Существует третий год, и  за это время успел пройти не только в Москве, но и в Петрозаводске, Казахстане, городах Украины. Уникальность ЭкоЧашки заключается в синтезе творческих подходов к понятию «экология жизни». Проект основан на волонтерских началах.
 
На вопросы Зеры Черешневой отвечает Анастасия Лауканян.
 
Анастасия Лауканян:  - Все началось с фильма «Последняя просьба планеты земля», который снял  Жак Алларт. Мы решили его показать  и пригласить режиссера в Россию.
 
З.Ч.: - Что сподвигло Алларта снять фильм об экоархитектуре?
-Дело в том, что в январе 2010 на Западе была принята деректива, о том, что 60 % жилых домов к 2020-му году должны стать экологичными, то есть существовать автономно: сами производить энергию для отопления, например на световых батареях, и иметь альтернативные системы водоснабжения.
 
- Но экодом в полном смысле - это, наверное, сверхидея? Сложные системы плюс натуральные материалы?
 
- Да, это и сложно и дорого одновременно – не все готовы на такое  пойти, мы ведь строим дом исходя из сиюминутного бюджета и существующих возможностей, а здесь долгие рассчеты и методы, которые могут вылиться в огромную сумму.
 
-Как вы уговорили Алларта приехатьВ Москву?
 
- Я написала ему письмо с просьбой выслать фильм, и разговор затянулся.
В Европе другое отношение к архитектуре и архитекторам. Там создатели зданий – Боги,  к ним просто так не подойти, они летают на собственных самолетах и живут в шикарных домах. Наташа, моя подруга и компаньон, стала рассказывать Жаку о российских реалиях, о том, что здесь другое отношение к архитекторам, что здесь они – обычные смертные, а  зеленая архитектура в России –вообще миф. Он не верил до самого конца. Мы пригласили его в гости, чтобы он смог увидеть все своими глазами.
Но тут случилась первая проблема... Принято так: если вы приглашаете архитектора на фестиваль, то оплачиваете ему гостиницу и перелет. Но мы, в силу неопытности, узнали об этом, когда он с воодушевлением согласился: «Да, конечно, пришлите мне номер билета и адрес гостиницы».
 
-А проект полностью лишен финансирования... Как удалось провернуть это дело?
 
-Стали искать варианты, и «Брюсельские авиалинии» предоставили билеты. Не многие авиакомпании поддерживают экологическую политику, искупая свою вину перед загрязненной атмосферой, «Брюссельские авиалинии» практически единственные.
С гостиницей до последнего дня оставались проблемы, ситуация наколялась,  помогли экологические фонды.
 
-Какое впечатление произвел фильм на русских зрителей? Результат превзошел ожидания?
 
- Мы ничего не знали о будущей аудитории, а в итоге в первый день фестиваля, который был посвящен зеленой архитектуре, пришло 300 человек – архитекторы, студенты, просто интересующиеся, и количество народа не уменьшалось в следующие 4 дня.
«Последнюю просьбу планеты земля» показали в первый день – и это было настоящим шоком –реально осуществленные уникальные зеленые проекты: полностью экологичный вокзал в Дюсельдорфе, серия жилых домов в Китае, утилизация пространства от Бразильского архитектора, занимающегося планированием  города (например, использование стадиона в свободное от матчей время для проведения цветочных ярморок). Или огромное здание из стекла на Севере Франции, поддерживающее внутри комнатную температуру, построенное женщиной-архитектором.
Прошла презентация проекта первого экодома в Москве - ВВФ на Таганке.
В тот день у нас в гостях был и  Совет по зеленому строительству, он существует в Москве всего 2 года, его открыл англичанин, фанат экологии – Гай Имс. Они тоже рассказывали о том, каких усилий стоит построить что-то «зеленое» у нас. 
 
- Какая реакция была у Жака на все происходящее?
 
-Он кричал от восторга: «Я открою здесь представительство, я открою!!» Собственно, он его и  открыл, теперь в России есть официальное представительство «ArhiEurope».
 
-Чтобы вступить в него нужно обладать какими-то регалиями?
 
-Нет, это открытая ассоциация, стать членом которой может каждый архитектор.
Кстати, сейчас они объявили 2х-летний конкурс на проект, приз в котором -  стажеровка у одного из 12 лучших архитекторов мира. Условия есть на сайте.
 
- На вашем сайте уже висят 7 трейлеров новых фильмов 2011 года для следующего фестиваля. Какая из картин, показанных в феврале, имеет наиболее интересную историю?
-Жак посоветовал нам обратиться к французской компании «Локус», «они делают простую и гениальну вещь», как он сказал: раз в год проводят  конкурс «globalawards», выбирают 5 лучших проектов экологии и снимают 10минутный художественный фильм про каждый. Получается интереснейшее часовое кино.
Французы откликнулись, прислали нам фильм.
Среди героев года - Норвежский мрачный и страшный экодом, и интереснейшая экошкола для детей, которая не тратит ничего на собственное содержание.
 
-Все это кажется лишь идеей, и далеко от реальности, вы так не думаете?
 
-У нас был фильм «Четвертая революция», который ответил на этот вопрос. Нам всем кажется, что если мы действуем в пользу экологии – нам нужно от многого отказаться, мы ведь хотим всегда иметь возможность зарядить  мобильник, айпад, компьютер, электрочайник. Многие думают, что экологическое движение – это возвращение в каменный век, но это не так. В Европе разработки направлены на сохранение комфортных условий, все понимают – нас нельзя запихнуть в землянки. Это шаг вперед - пользоваться всем необходимым, не исчерпывая природные ресурсы, целое направление в науке. Как и экокино в кинематографе.
 
-Режиссеры вам когда-нибудь отказывали?
 
За все время - 2 раза, но их можно понять: снимали такие же фанаты-документалисты на свои деньги, для которых единственная воможность отыграться – заработать на сборах. Они честно предлагали нам минимальные суммы, но мы следовали избранной логике: если мы заплатим им, то почему не платили остальным? Поэтому мы  отказались.
 
-Откуда столько сил и энтузиазма на такой масштабный общественный проект, в котором начисто отсутствует коммерция, Настя?
 
В 19 лет я приехала посмотреть на Италию, влюбилась в нее и  стала летать туда часто. Однажды устроилась там работать журналистом. Это совершенно другая система, отличающаяся от нашей – там журналистами  становятся только  люди в серьезном возрасте, причем независимо от образования, молодого человека никто даже читать не станет. Мне предложили поехать на экофестиваль в Турин, дорога занимала три дня поездом, и я совершенно не понимала, зачем ехать поездом, если  на самолете то же расстрояние можно преодолеть за  час с лишним.
Приехав, в очередной раз испытала потрясение – это был целый город активного движения... Общественно-политические газеты и специализированная пресса, посвященная фестивалю, убежденная публика, для которой  три дня поездом лучше самолета, потому что они уверены, что это правильно для экологии.  
В Италии фестиваль экокино проходит уже 18 лет, на него приезжают до 200 режиссеров со всего мира. Первым увиденным мной фильмом были «Рецепты для катастрофы» Джона Вебстерна. После просмотра домой вернуться самолетом уже не смогла.
В России нет информационного экологического поля, но проблему нельзя изменить, если о ней не говорить. Мне захотелось показать увиденное в России, в нашем городе, создать это информационное поле.
 
- Почему кино так хорошо работает?
Потому что кино – это искусство, способное тебя поразить, это идеальный способ разговора о проблеме. Газету могут и не читать, а фильмы смотрят чаще. И эти фильмы сняты  так, что 2 часа с попкорном пролетают как 2 минуты.
 
- Откуда такое забавное  название - «экочашка»?
 
На момент становления мы не представляли масштабов мероприятия, думали: соберемся в кафе смотреть фильмы за чашкой чая, поэтому назвались так. А масштабы оказались непредсказуемыми.
 
- Ваш следующий маршрут?
 
Сейчас мы готовимся провести фестиваль в Геленджике и Анапе, он уже прошел в Казахстане, шести городах Украины, хотим захватить больше городов России и выйти на Белоруссию.
Есть что-то в этом проекте, раз столько людей не покидают его, не получая взамен никаких материальных ценностей.
Понимаете, ЭкоЧашка – это  не просто фильмы. Это мнения экспертов, режиссеров, экоярмарки, экозавтраки, экоархитектура – целое движение... Это новый стиль жизни и новые ценности, которые близки и понятны многим, многим людям.

 


Еще по теме:
Фестивали

Просмотров: 5947

Оставить комментарий

Популярные статьи

Конкурсы

Все конкурсы