Подписка на новости



Берлин: город как арт-пространство

В помещении Молодёжного центра в Главном Штабе Эрмитажа проходит цикл лекций, посвящённых мировым столицам современного искусства. Корреспондент ARCHiPEOPLE в Санкт-Петербурге Саша Никитина побывала на лекции сотрудника научно-просветительского отдела Эрмитажа Павла Дайнеки и сделала подробный конспект. Выкладываем его здесь.

13.02.2014, 19:39 | Автор: Саша Никитина



«Берлин. Город как арт-пространство» - первая из трёх запланированных лекций, которые читает Павел Дейнека.

Остров музеев в Берлине похож на пиявку или на каракатицу. Старые музеи вместили шедевры греческой греческой архитектуры, памятники Междуречья и Древнего Египта. Однако здесь же, среди древностей, выставляются нашумевшие находки 2010 года: обнаруженные при строительстве метро в центре Берлина скульптуры с выставки «Дегенеративное искусство» 1937 года, ранее считавшиеся утраченными. Эти произведения были припрятаны коллекционерами или офицерами, которые понимали, а, быть может, чувствовали их ценность. Не считая острова, вся западная часть Берлина «обсыпана» зданиями культуры разной степени историчности.

Новая Национальная галерея, последний проект Людвига Мис ван дер Роэ, соединивший в себе черты модернизма и архаики. Здание построено по типу погребального сооружения или храма и уходит на пару этажей в землю. Другое выставочное пространство представляет собой музей-конструктор: это Гамбургский вокзал, постройка середины XIX века, ныне идеальное место для самых смелых и масштабных перформансов и инсталляций.

Чуть южнее от острова Шпрееинзель яркое и необычное здание - Еврейский музей. Он состоит из двух частей: одна – здание в стиле барокко, вторая - суперсовременное строение архитектора Даниэля Либескинда. В начале девяностых модный архитектор спроектировал по заказу еврейской общины Берлина новое здание музея. Его архитектурным элементом и одновременно памятником можно посчитать «Башню холокоста», в которую можно войти и увидеть лучик света высоко над головой. По легенде изломанная линия постройки – разбитая звезда Давида, пожалуй, разбитая до неузнаваемости. Два корпуса музея соединены подземным переходом.

Тема преодоления трагедии холокоста раскрывается в большой городской программе – Stolpersteine (буквально «Камни преткновения», идея скульптора Гюнтера Демнига). Это обитые латунью булыжники, которые вмонтированы в мостовую. На каждом камне выгравированы имя, годы жизни и смерти еврея, жившего на этом месте до войны. Ими усеян весь Берлин, да и другие города страны не отстают.

После романтического туризма пришел период тотального туризма, 

когда путешествуют не только люди, но и строения.

Город постоянно меняется, в силу молодости тяготеет к саморазрушению. Им всё время недовольны горожане – отчего он постоянно перестраивается? Вместе с тем его нынешняя открытость для туристов консервирует Берлин. Под взглядами гостей в достопримечательность превращается всё, а не только исторические ценности. Город, по своей этимологии огороженный, закрытый, теперь теряет свой утопический характер в угоду туризму. Берлин, который сильно потрепала война, воссоздан, словно только для того, чтобы служить декорацией для фотоснимков. Странное чувство неподлинности навязчиво возникает тут и там. 

После романтического туризма пришел период тотального туризма, когда путешествуют не только люди, но и целые архитектурные стили и национальные традиции, создавая глобальный город. Мы видим китайские рестораны в русских городах, а «Макдональдс» в Китае. Можно попасть в тропики, не выезжая из Берлина. Ангар Аэростатов, долгое время пустующий, теперь накрыт куполом, под которым искусственным образом поддерживается тропический климат: внутри него искусственные водоёмы, парки и несколько гостиниц.

Ещё один купол - офис японской компании Sony в центре города, спроектированный Хельмутом Яном (современный немецкий и американский архитектор, в основном проектирующий стадионы, аэропорты и небоскрёбы). Перекрытие для японцев символизирует Фудзияму, для других же делает из Sony-центра освещенный неоном памятник футуризму или просто прогулочную зону, где круглый год светло и сухо.

Купол Рейхстага – это сложная система, начиненная новыми технологиями. Под куполом, например, поддерживается постоянная температура за счет аккумуляции солнечного света – это ещё один европейский тренд. Такая же система есть в университетской библиотеке в Далеме, районе на юго-западе Берлина.

По законам Германии, если гражданин поставил трейлер

или временную постройку в любой незанятой точке города, его очень трудно оттуда выгнать.

Отдельный интерес составляет некий «другой Берлин», соседствующий с обхоженным вдоль и поперёк историческим центром. Это сквоты и временные строения, в частности Baumhaus. Свое жилище турецкий иммигрант Осман Калин построил на «ничьей земле», треугольном куске Восточного Берлина, при строительстве Берлинской стены оказавшемся в западной части города. Уютный мини-особнячок с мансардой, который рассекает дерево – отсюда и название, Baum по-немецки «дерево». По законам Германии, если гражданин поставил трейлер или временную постройку в любой незанятой точке города, его очень трудно оттуда выгнать, так что с центром спокойно соседствуют диковинные стихийные жилища.

На обложке презентации, которую подготовил Павел Дейнека, олицетворение клише «Берлин – город контрастов», Церковь Кайзера Вильгельма. Она состоит из двух частей: руин старой неороманской церкви и двух модернистских сооружений. Во время войны церковь была подвергнута бомбардировке. Когда в шестидесятых годах стал вопрос о том, чтобы построить на её месте новую – было принято интересное решение законсервировать старую церковь как руины, а рядом создать новое здание церкви. Новые два здания спроектировал Эгон Айерман, внешне они выглядят довольно серыми, но внутри витражи, которыми заполнены соты стен, создают красивое освещение синего цвета.


Каждый вторник лекции проходят в лектории Молодёжного центра Эрмитажа для всех желающих. Следующие две будут о событиях в Берлине, таких как Берлинская биеннале и ABC, и личностях-символах Берлина.

Помимо Павла Дейнеки, Анны Сирро, Валерии Карпович и другие лекторы расскажут о том, чем дышат современные города: Лондон, Берлин, Нью-Йорк, Венеция, Париж, Москва и Санкт-Петербург, каким образом они оформились как площадки для кураторских экспериметов и стали жемчужинами градостроительного искусства.

Эти лекции – подготовка петербуржцев к «Манифеста 10», биеннале современного искусства, который пройдёт в Питере летом 2014-го года, а также неотъемлемая часть проекта «Эрмитаж 20/21».


Еще по теме:
Лекции

Просмотров: 6296

Оставить комментарий

Популярные статьи

Конкурсы

Все конкурсы