Подписка на новости



Реклама

Look Out/ Человейник

Наташа Ван Будман: "Как только я начала заниматься тем, что меня по-настоящему волновало, все стало складываться."

18.01.2012, 18:06



 С Наташей Ван Будман, автором арт-проекта  LookOut/ Человейник, мы встретились в воскресный день перед самым Новым Годом. «В миру» она оказалась арт-директом BTL-агентства и, как и положено «об это время», «зашивалась на работе».

Тем не менее, мы проговорили 2 часа о выставке, которая стала главным событием года и переломным моментом в биографии творческого человека, одного из нас, решившегося изменить свою жизнь.
 
Look Out/ Человейник
Проект Look Out/ Человейник - это серия персонажей, ключевых образов современного российского общества. Здесь и остроумные политики, и «продвинутые» хипстеры, обиженные new-родивые и «обнаженные» представители секс-меньшинств.
 
Музыка. Свет. Техника ассамбляжа.
- Я закончила университет имени Герцена в Санкт Петербурге, художественно-графический факультет. Жила и работала как все, росла по карьерной лестнице, и теряла интерес к жизни, из которой медленно, но верно исчезала гармония. Я менялась, а мир вокруг оставался прежним, в какой-то момент стало все сложнее и сложнее жить «социальной жизнью».
Поиски себя привели в театр SMILE, в котором я познакомилась с замечательным человеком, режиссером и постановщиком Владимиром Ивановым, дарящим возможность абсолютно любым людям выразить себя.
 
Как актриса, я примеряла на себя разные характеры и маски. Моя роль «улитки» (Лорка, «Как улитка зашла за край тропинки») дала импульс и силы для того, чтобы понять - меня давил потенциал, который не был израсходован. Я увидела, что люди посредством надевания маски мимикрируют в окружающую среду и одновременно теряют индивидуальность. Они говорят: я хочу быть как все, я хочу быть нормальным.
 
 
 
Так начался мой путь «назад, к истокам», к тому, что дал мне господь Бог и что нужно было взращивать. Как только я начала заниматься тем, что меня по-настоящему волновало, все стало складываться.
 
Техника ассамбляжа очень трудоемкая, но очень мощно воздействует на зрителя. Зрителю, оказавшемуся в толпе масок становится не по себе. И он сам, поневоле, становится одним из персонажей выставки, объектом, а не субъектом. Поэтому многие переживают шок от сюрреалистической картинки, предложенной автором.
Под каждой работой стоит порядковый номер, поэтому после просмотра можно подробнее почитать о заинтересовавшей маске. Маска – символ потери гармонии. Стандартный набор мыслей, характерный для каждого персонажа.
 
 
С чего начать?
Важно найти эмоциональную человеческую поддержку. Это не обязательно близкие люди. Такую поддержку могут дать просто посторонние. Моя помощница сменила работу менеджера на PR, когда начала вместе со мной заниматься проектом. И таким образом произошло взаимное обогащение.
 
Деньги
Я потратила более 500 000 личных денег на создание 15 работ. Плюс - размещение, продвижение. При том, что проект абсолютно некоммерческий и продавать работы я не планирую. В них вложена часть меня, часть моей жизни. Ближайшая цель – создать обширную коллекцию масок-образов.
Создавать их достаточно сложно, потому что каждый слепок требует наличия живой «модели». Психологически достаточно тяжело человеку почувствовать на своем лице «приклеенную» маску. Жидкий гипс накладывается на лицо и требуется время на то, чтобы он «схватился», «прирос». Когда проходит страх, то начинаешь постепенно привыкать. Я сама спала с маской на лице.
 
 
Ребенок. Маска. Смерть.
В жизни все происходит медленно и незаметно: маски «врастают» в нас и отделить собственную личность от приобретенной становится практически невозможно. Центром концентрации становится собственное «Я».
 
Иллюзия свободы на самом деле часто оказывается волевым расстройством.
Человек (бомж), прожив на улице больше 5 месяцев не может вернуться в социум.
 
Серия Look Out в хронологическом порядке показывает эволюцию «Человейника»:
 
Финал образов: момент смерти, когда маска выглядит уродливо и устрашающе - с приросшими к ней колбами, трубками, атрофировавшаяся и деформированная.
 
 
 
Персонажи Человейника.
Как художник, я наблюдаю за людьми и выделяю типажи.
Это позволяет мне вступать в диалог со зрителем и поднимать вечные темы «добра и зла», «света и тьмы». Позитивные настроения художника должны быть восприняты зрителем. Это процесс взаимообогощающий.
 
New-родивый (определение Наташи Ван Будман).
Ценности: «Я несчастная жертва обстоятельств – дайте мне любовь, деньги…»
«Слизни» - гордятся принадлежностью к сексуальному меньшинству. Гордятся тем, с кем они спят. Видят преимущество и уникальность в принадлежности к данной группе. Тогда как – это личное дело каждого. И кто с кем спит – никого не касается вообще.
Я очень хорошо отношусь к людям с любой сексуальной ориентацией. Но бравировать и размахивать этим отличием как флагом – это уже не нормально.
 
 
 
Каждый из собирательных образов серии образует некую систему ценностей, которая выставляется напоказ. Но, поскольку, ценности эти ложные и навязанные извне, а жизнь очень коротка, то человек должен по-быстрому понять, что осталось недолго.
 
Тема смерти в работах Наташи Ван Будман вырисовывается как печальный финал растраченной впустую жизни, а не венец жизни. Миссия невыполнена.
 
Хорошая новость!
Но, по-моему, есть шанс еще все исправить.
 
 
 
Короткие вопросы и ответы:
- Религия Наташи Ван Будман?
- Буддизм. Хотя к любой ортодоксальности я отношусь с большим подозрением. Любая религия дает свод законов, с которыми удобно жить тому, кто ее придерживается».
 
- Жизнь без масок возможна?
- Да. Но в этом случае нужно очень хорошо понимать, кто ты и зачем ты здесь. А это требует смелости. Принять свою исключительность и уникальность.
 
- То есть если мое предназначение – быть барменом, то не стоит мне пытаться быть инженером, что было бы комфортнее. На первый взгляд?
- Стоит многое в жизни попробовать, прежде чем ты найдешь именно свое. К примеру, Врубелю золотая медаль юридического факультета университета не помешала, но никак и не помогла в творчестве, которому он посвятил последующие годы своей жизни. Жизнь – это путь. И каждый ищет свой.
 
- Как найти эту утраченную исключительность и предназначение?
- Как художник, я вижу это в картинках из детства – они активаторы нашей «внутренней батарейки», наш «внутренний ребенок», который должен прийти на помощь творческой составляющей.
 
 
 
- Планы?
- В планах - продолжение темы Look Out с живыми персонажами и комментариями психолога. В следующий раз зрители смогут увидеть выставку LOOK OUT, дополненную новыми персонажами, комментариями психолога и видеоматериалами на площадке ART PLAY весной 2012 года.
 
- Как жить без масок?
- Терпимость, толерантность к иному образу мыслей и образу жизни являются непременным условием гармоничного существования человека в современном мире.
 
 
Вдохновение
Меня очень вдохновляет роман Орхана Памука «Меня зовут красный». Главная мысль, которая меня здесь трогает: чтобы нарисовать самое искреннее произведение, воссоздать те образы, которые запечатлены в душе с детства и хранятся в его памяти, нужно быть слепым. Как известно, слепые дети прекрасно рисуют.
Еще один автор, Кэмерон, очень хорошо написала про путь художника: «Копи работы, а не суждения». 
 
Беседовала: Лора Ли
Фотографии из личного архива Наташи Ван Будман

Еще по теме:
Художники

Просмотров: 8021

Оставить комментарий

Популярные статьи

Конкурсы

Все конкурсы