Подписка на новости


СООБЩЕСТВО АРХИТЕКТОРОВ, ДИЗАЙНЕРОВ, ТВОРЧЕСКИХ ЛЮДЕЙ


Лекторий Государственного музея архитектуры имени А.В. Щусева. Расписание на январь, февраль, март.


Лекция «Вселенная Якова Чернихова. От Онтологии к Иге» в рамках выставки «Яков Чернихов. Образы архитектуры»
 
11 января 2017 в 19:00
 
Почти сто лет назад великий архитектурный визионер Яков Чернихов создал свой неподражаемый мир – тысячи фантастических объёмно-пространственных этюдов. Мало того, что каждый из них является самостоятельным графическим шедевром, в совокупности же они обладают свойствами «вселенной». В словаре современной культуры понятие «вселенная» обозначает количественно развитый непротиворечивый мир, который служит не только фоном, на котором разворачиваются события (романа, фильма, игры), но и является их активным участником. Современные технологии трёхмерного моделирования и анимации сегодня позволяют нам виртуализировать вселенную Якова Чернихова, по сути продолжив дело всей его жизни.
 
Лектор — Александр Коротич, кандидат архитектуры, художник, писатель, педагог.
 
Стоимость лекционного билета: 300 руб. 
Стоимость льготного лекционного билета: 150 руб.
Лекция директора Музея архитектуры и дизайна Словении Матевжа Челика «Йоже Плечник, его место и его школа» в рамках выставки «Любляна Плечника»
 
19 января 2018 года в 18:00
 
Йоже Плечник относится к одним из самых самобытных архитекторов ХХ века, следовавшим своим путем без оглядки на доминировавшие в архитектуре того
времени тенденции. С одной стороны, он не отвергал классические формы и исконно национальную традицию архитектуры. С другой, разрабатывал авангардные идеи (ре)органзиации пространства, которые стали востребованными только сейчас: новое назначение старых зданий вместо их сноса, планирование городской среды из перспективы пешехода, а также градостроительные планы с опорой на постройки общественного назначения. Оригинальные проекты Плечника не только нашли свое воплощение в его родном городе Любляне, одном из немногих городов мира, являющимся делом рук великого архитектора, но и оказали влияние на целую плеяду архитекторов, его последователей и учеников. Справедливо поэтому утверждение о том, что словенская архитектура выросла из школы Плечника.
 
Лекция на английском языке
Условия посещения – по входному билету в музей: 300 руб. / 150 руб.
Место проведения: Лекторий, Флигель «Руина», 2 этаж
 
Лекция «Авангард. Образование и наука» 
 
20 января 2018, 13:00
 
Лекция посвящена процессу формирования новых учреждений образования и науки постреволюционного периода. Мы увидим утопические проекты первых детских садов, разберемся, чем отличаются рабфак, техникум и ФЗУ, поймем, как создавались многофункциональные учебные комбинаты, в том числе Профтехкомбинат Григория и Михаила Бархиных при Горьковском автозаводе, и отраслевые научные институты, такие как Центральный институт минерального сырья Виктора Веснина. Мы познакомимся с архитектурными экспериментами, углубимся в историю поисков функциональных и гармоничных форм, а затем увидим, каким образом проекты осуществлялись в суровых условиях советской действительности 20х – 30х годов, как оценили их современники и какова их дальнейшая судьба. 
 
Лектор – Мария Леонидовна Лавренченко, историк, научный сотрудник Музея архитектуры, автор ряда публикаций по истории и культуре Северной Европы.
Лекция «Первые шаги советской власти: от плана монументальной пропаганды к домам-коммунам» 
 
27 января 2018, 13:00
 
В 1918 году руководство молодого советского государства выдвинуло программу развития монументального искусства. Оно должно было стать главным агитационным средством революции и продвижения коммунистической идеологии. На лекции вы узнаете о том, как преобразилась Москва к первому празднику советской России - Дню Интернационала, какие памятники вырастали как грибы на центральных площадях города, как сложилась судьба дореволюционных зданий и монументов - речь пойдет о тех маленьких, но важных изменениях, с которых началось превращение Москвы в настоящую столицу. Уже в конце 1920-х годов масштаб этих преобразований увеличился: на окраинах и отдельных участках в центре вырастают новые сооружения - совершенно не похожие на дореволюционные постройки ни внешне, ни по предназначению - это клубы, фабрики-кухни, дома-коммуны и целые рабочие посёлки. Архитектура этого периода, призванная формировать человека нового типа, с новым, коллективным сознанием, отразила все изменения, произошедшие в обществе и культуре за первые годы советской власти.
 
Лектор – Ксения Вячеславовна Смирнова, искусствовед, специалист по архитектуре и искусству ХХ века, заведующая отделом популяризации архитектуры Государственного музея архитектуры им. А.В. Щусева.
Лекция «Города будущего в проектах архитекторов-авангардистов: утопия или реальность?»
 
17 февраля 2018, 13:00
 
Особый раздел в истории советской архитектуры составляют градостроительные проекты, в которых разрабатывались пути создания не конкретных, а воображаемых поселений. Большинство из этих предложений «концептуального проектирования» были рассчитаны на значительный прогресс в области строительной техники и, конечно, не предназначались для сиюминутной практической реализации. Однако именно в них нашли отражение самые острые градостроительные проблемы начала ХХ века, а главное - приоткрывалась завеса в будущее. 
Ведущие архитекторы своего времени - Лисицкий, Мельников, Хидекель, Крутиков - предлагали яркие и смелые идеи: вертикальное зонирование городов, освоение надземного и надводного и даже воздушного пространства для жизни людей. Именно советские архитекторы открыли новые возможности пространственного развития и трансформации городской структуры, оказав огромное влияние на творческий поиск не только отечественных, но и зарубежных архитекторов.
 
Лектор – Елена Юрьевна Желудкова, искусствовед, заведующая научным отделом хранения архитектурно-графических фондов XX-XXI вв. Музея архитектуры им. А.В. Щусева, автор ряда статей и публикаций по истории советской архитектуры, куратор выставки «Авангардстрой. Архитектурный ритм Революции».
«Творческая лаборатория Николая Ладовского и «Подвижная архитектура» Георгия Крутикова»
 
24 февраля 2018, 13:00
 
Творческая школа лидера рационализма Николая Ладовского – уникальное, самобытное явление в советской архитектуре эпохи авангарда. Это был настоящий «концептуально-формообразующий центр», генерировавший новые архитектурные идеи, нацеленные на преодоление сложившихся стереотипов в организации жилых и общественных зон. На лекции вы узнаете о том, как Ладовский создал Архитектурную научно-исследовательскую (психотехническую) лабораторию, чем она занималась, а также в чем заключалась пропедевтическая дисциплина «Пространство». С деятельностью этой же лаборатории связано и самостоятельное исследование Григория Крутикова «На путях к подвижной архитектуре». Архитектор работал над разработкой идеи «движущейся формы», стараясь доказать возможность и даже необходимость ее появления. Эти идеи нашли отражение в знаменитом проекте «Летающего города» Крутикова, а также в проекте города-коммуны Автостроя при Нижегородском автомобильном заводе бригады АРУ (Г. Крутиков, В. Лавров, В. Попов).
 
Лектор – Елена Юрьевна Желудкова, искусствовед, заведующая научным отделом хранения архитектурно-графических фондов XX-XXI вв. Музея архитектуры им. А.В. Щусева, автор ряда статей и публикаций по истории советской архитектуры, куратор выставки «Авангардстрой. Архитектурный ритм Революции».
«Александр Гегелло – конструктивист?»
 
14 марта 2018, 19:00
 
Александр Гегелло был одним из ведущих творцов ленинградского авангарда, однако, значимость его роли в процессе создания новой архитектуры, особенно на раннем этапе, явно недооценена, даже питерскими исследователями, что уж говорить об эгоцентричных москвичах? Александр Иванович Гегелло не отличался новаторскими взглядами на архитектуру, как Александр Никольский, проводивший захватывающие эксперименты с «архитектонами», его постройки не столь эмоционально-монументальны, как у Ноя Троцкого, поэтому он «скромно» вошел в историю, как создатель первых жилмассивов (вместе с А.С. Никольским и Г.А. Симоновым) для Ленинграда и автор первого в стране ДК. 
Если не считать авангардную архитектуру жилых домов на Тракторной улице и ДК им. А.М. Горького, А.И. Гегелло принято считать классиком в чистом виде. Об этом свидетельствует его графическое наследие, архитектура 1930-х – 1950-х гг., реставрационные работы памятников Ленинграда. Тем не менее не зря еще Хан-Магомедов записал Гегелло наряду с Никольским и Троцким в мэтры ленинградского конструктивизма, у него одного отметив наличие «чистоты» стиля в ряде построек. Что это за постройки? Забытая правительством и исследователями Боткинская инфекционная больница, больница им. Эрисмана, Дом технической учебы, как правило упоминающийся в контексте расположенного рядом ДК им. Горького. 
Обо всех объектах, их роли в формировании рабочей окраины Московско-Нарвского района, уникальном для страны опыте строительства больниц, стоит поговорить подробно, тем более что Музей архитектуры располагает для этого всеми материалами.
 
Лектор – Ирина Евгеньевна Финская, заведующая сектором научного отдела хранения архитектурно-графических фондов XX-XXI веков, искусствовед.
«Главное здание страны. От Башни III Интернационала до Дворца Советов»
 
28 марта 2018, 19:00
 
Идея создания главного здания страны появилась ещё в конце 1910-х годов, вслед за кардинальнымм социополитическимм переменамм в государстве и обществе. Мысль о создании нового грандиозного архитектурного сооружения, образно и символически отражающего новый строй, была продиктована мощными стилевыми изменениями в искусстве наряду с политическими реформами. В 1919 году в рамках реализации плана монументальной пропаганды Владимир Татлин создал свой знаменитый проект здания-монумента «Башня III Интернационала». Идея создания нового типа общественного здания лежала и в основе конкурса на Дворец Труда, и в конкурсе на Дворец Советов. 
Авангард стал источником целого ряда новых архитектурных типологий, и главное здание страны должно было стать вершиной этой типологической цепочки. Несмотря на то, что многие масштабные проекты не были осуществлены, сама идея получила развитие в многочисленных дворцах советов, домах правительства, появлявшихся во многих крупных городах СССР в последующие годы.
 
Лектор – Мария Александровна Костюк, кандидат искусствоведения, главный хранитель Музея архитектуры имени А.В. Щусева, автор рада статей, публикаций и лекционных курсов по истории советской архитектуры, куратор выставки «Авангардстрой. Архитектурный ритм Революции».
 
Стоимость билета: 300 руб.
Стоимость льготного билета: 200 руб.
Билеты поступают в продажу в день лекции, за 1 час до начала.
Дополнительная информация: +7 (495) 690-05-51

Я пойду!

Популярные статьи

Видео библиотека


Все видео

Конкурсы

Все конкурсы