Подписка на новости


СООБЩЕСТВО АРХИТЕКТОРОВ, ДИЗАЙНЕРОВ, ТВОРЧЕСКИХ ЛЮДЕЙ


28 апреля 2017 года в Государственном музее архитектуры имени А. В. Щусева и фонде IN ARTIBUS откроется масштабный двухчастный проект «Готика Просвещения. Юбилейный год Василия Баженова», посвященный 280-летию со дня рождения архитектора.


Более 140 произведений, включая графику, живопись, скульптуру, декоративно-прикладное искусство, исторические артефакты и видео, предстанут перед зрителями на обеих площадках и условно разделят экспозицию на семь частей. Работы великого зодчего на выставке будут дополнены произведениями таких знаменитых архитекторов и художников, как Матвей Казаков, Джакомо Кваренги, Джованни Баттиста Пиранези, Рембрандт Харменс ван Рейн и другие.

Куратор выставки Сергей Хачатуров комментирует: «Наследие великого зодчего Баженова известно, однако существует загадочный и таинственный раздел в его творчестве, который называется „готический вкус“. Он давно привлекает специалистов, но тем не менее никем не рассматривался как сюжет огромной выставки. При этом смыслы и идеи, связанные с русской готикой, помогают лучше понять диалог века Просвещения и века сегодняшнего. Цель нашего проекта — этот диалог развить».
 
В Музее архитектуры выставочный проект займет шесть залов главной анфилады параллельно с двумя залами постоянной экспозиции, где представлена модель Большого Кремлевского дворца, созданная Баженовым в 70-е годы XVIII века.

Первым зрителя встречает раздел «Пропилеи». В нем раскрывается веер возможных вариантов интерпретации темы «готический вкус» в век Просвещения. Интерьер готического собора (картина Эмануэля де Витте) будет соседствовать с рембрандтовским видом старого Амстердама, который, в свою очередь, рифмуется с панорамами древнерусских городов. В этом же разделе вводится сюжет о театре (театральная декорация Василия Баженова периода парижского ученичества), о парафразе рыцарских турниров — великосветских каруселях, а также тема готической меланхолии в культе руин на гравюрах Пиранези.

По логике движения зритель продолжает знакомиться с «готическим вкусом» в разделе «Резиденция». Его залы станут словно изнаночной стороной кремлевской утопии. Зритель увидит дворцы, спроектированные Василием Баженовым и Матвеем Казаковым именно в «готическом вкусе», включая элементы ренессансных, маньеристических и палладианских планировочных схем. В центре внимания — созданная Баженовым панорама резиденции Царицыно (1776). Некоторые редкие листы московской архитектурной школы времени классицизма демонстрируются впервые. Они знакомят с тем, как конкретные мотивы древнерусской архитектуры Кремля интерпретировались в новых светских постройках. В этом же разделе представлены обмерные чертежи Царицына, филигранно выполненные советскими архитекторами 1950-х годов.

Завершает анфиладу раздел «Храм». Его экспонаты — уникальные свидетельства поиска образа идеальной церкви в культуре века Просвещения.

В фонде IN ARTIBUS зрителя встречает раздел «Русское готическое». Пространство фонда преобразится в площадь, центром которой станут соборы Кремля и колокольня «Иван Великий» из модели Большого Кремлевского дворца Василия Баженова. Экспонаты вокруг образуют подобие панорамы. Поскольку понятие «готическое» было подвижно, то при изображении древнерусских царей, князей и героев художники ориентировались на каноны театра.

Театральная культура, риторика сцены, метафоры, символы становятся частью экспозиции в фонде IN ARTIBUS. В перспективных коридорах зала при входе мы видим два портрета: Василия Баженова в кругу семьи (1780-е) и Екатерины II во время коронации в Успенском соборе Кремля 22 сентября 1762 года (1777). И та и другая композиция вписывается в панегирическую театральную традицию. Выстраивается диалог двух героев просвещенного спектакля в «готическом вкусе». Указующий на планы своих творений зодчий Баженов обращен к императрице Екатерине. На большой картине она принимает монарший венец в сердце «готической России» — Успенском соборе Кремля. При этом сама церемония, архитектура собора корректируются Торелли под влиянием именно театральных сюжетов XVIII века. Так вводятся два раздела, «Императрица» и «Архитектор».

Театральная символика определяет и завершающий экспозицию раздел «Турнир». Гравюры и скульптуры XVIII — первой половины XIX века воскрешают образ императорских праздников, ставших популярными в эпоху Екатерины II конных каруселей. Их прототипом были рыцарские турниры «готических времен». В век Просвещения карусели становились зеркалом, в котором культура стремилась лицезреть свое парадное отражение.

Куратор выставки Анна Корндорф комментирует: «Эта выставка — не только первая публикация большого числа интереснейших работ из собрания Музея архитектуры, но и особая экспозиционная среда, которая позволит зрителям посмотреть на историю глазами просвещенного человека XVIII столетия и увидеть „готическое“ в самых неожиданных явлениях русской и европейской культуры».

В экспозициях обеих площадок представлены произведения из собраний Государственного музея архитектуры имени А. В. Щусева, фонда IN ARTIBUS, Государственной Третьяковской галереи, Государственного центрального театрального музея имени А. А. Бахрушина, Государственного музея-заповедника «Царицыно», Российской государственной библиотеки и из частных коллекций.
К открытию проекта подготовлен каталог на русском и английском языках. В рамках выставки пройдет насыщенная образовательная программа, включающая круглый стол, лекции, экскурсии, кинопоказы и многое другое. Подробности — на сайтах muar.ru и inartibus.org.

Даты проведения выставки: 28 апреля — 30 июля 2017 года


Инна Баженова — основатель фонда IN ARTIBUS, издатель международной сети The Art Newspaper, учредитель Ежегодной премии The Art Newspaper Russia, коллекционер, меценат, участник и инициатор культурных проектов.

ПРОЕКТЫ:

Фонд IN ARTIBUS

Некоммерческая организация, поддерживающая исследования в области классического искусства. Основные направления деятельности фонда — организация художественных выставок в сотрудничестве с музеями, культурными фондами и частными коллекциями в России и за рубежом, издание книг и каталогов по искусству, организация и проведение научных конференций, поддержка международных культурных инициатив. Выставочное пространство фонда открыто в 2014 году. Выставки, организованные фондом IN ARTIBUS: «Михаил Рогинский. По ту сторону красной двери» в рамках XIV Архитектурной биеннале в Венеции в 2014 году; «Владимир Вейсберг», «Борис Касаткин» и «Поздний Машков» — выставки из проекта, посвященного московской школе живописи (совместно с Государственной Третьяковской галереей, Государственным Русским музеем и региональными музеями России); «Я хотел работать в манере Калло»; «Михаил Рогинский. Прощание с „Розовым забором“»; «Юрий Пальмин»; «Вдохновленные Римом. К 400-летию Сальватора Розы и Гаспара Дюге» (в сотрудничестве с Государственным Эрмитажем, Государственным музеем изобразительных искусств им. А. С. Пушкина, Российской государственной библиотекой). С 28 апреля в фонде IN ARTIBUS и Государственном музее архитектуры имени А. В. Щусева открывается масштабный двухчастный проект «Готика Просвещения. Юбилейный год Василия Баженова», посвященный 280-летию со дня рождения великого русского архитектора. В 2018 году в фонде IN ARTIBUS пройдет грандиозный проект французского живописца Адольва Мончители.

Газета The Art Newspaper

The Art Newspaper Russia — часть самой компетентной в мире информационной сети в сфере искусства, единственное в России интернациональное издание, посвященное искусству. Выходит тиражом 70 тыс. экземпляров. Цель издания — включить русскоязычную аудиторию в мировой художественный контекст, помочь интеграции российского искусства в глобальную арт-систему.

В 2014 году Инна Баженова стала владельцем английской The Art Newspaper и всей международной лицензионной сети издания в Великобритании, Греции, Италии, Китае, России, США и Франции. Издания сети распространяются в 60 странах. Корреспонденты из 30 стран снабжают новостями и репортажами офисы в Афинах, Гонконге, Лондоне, Москве, Нью-Йорке, Париже, Пекине и Турине.

В 2015 году международное издание об искусстве The Art Newspaper отмечало свое 25-летие. Празднования прошли в Лондоне (Британский музей), Нью-Йорке (Музей современного искусства, MoMA), Санкт-Петербурге (Государственный Эрмитаж), Ватикан (Музеи Ватикана).

В этом году пять лет исполняется российской версии газеты — The Art Newspaper Russia — и одноименной премии в области искусства.

Ежегодная премия The Art Newspaper Russia за достижения в области искусства

Учреждена в 2012 году. Миссия премии — выражение публичного признания представителям художественного сообщества за достижения в области искусства в прошедшем году, продвижение российского искусства за рубежом. Награды ежегодно вручаются по пяти номинациям, соответствующим разделам газеты: «Книга года», «Выставка года», «Музей года», «Реставрация года», «Личный вклад».

Приз — статуэтка в виде перекрещивающихся, как стрелки часов, лондонского Биг-Бена и Спасской башни Московского Кремля — подчеркивает синхронизацию России с мировым художественным процессом.

Церемония награждения Премией The Art Newspaper Russia — это театрализованное мультимедийное шоу. Масштабная и зрелищная постановка призвана визуализировать важнейшие достижения лауреатов в области искусства. Каждому победителю посвящается отдельный номер на церемонии. Лауреаты премии прошлых лет: Благотворительный фонд В.Потанина, Виктор Вексельберг, Дмитрий Аксенов, Зураб Церетели и Василий Церетели, Антон Белов, Ирина Прохорова, Борух Горин, Дарья Жукова, Стелла Кесаева, Ольга Свиблова, Зельфира Трегулова и другие.

Церемония вручения юбилейной, V Премии The Art Newspaper Russia состоялась 2 февраля 2017 года в Центральном Манеже в Москве.

Церемония вручения VI Премии The Art Newspaper Russia по традиции пройдет в Центральном Манеже в Москве в феврале 2018 года.


Государственный музей архитектуры имени А. В. Щусева

Государственный музей архитектуры имени А. В. Щусева с момента своего основания в 1934 году и до настоящего времени является единственным в России государственным музеем, специализирующимся на сохранении и изучении российского архитектурного наследия. Основная миссия музея — популяризация великого наследия русской и российской архитектуры, шедевров отечественного и мирового зодчества. А также формирование в обществе устойчивой потребности в осознанном восприятии искусства архитектуры в контексте исторического развития России и мира.


Я пойду!

Популярные статьи

Видео библиотека


Все видео