Подписка на новости



Внимание!

Дорогие друзья, читатели и подписчики!

ARCHiPEOPLE был придуман и запущен 01 апреля 2010 года. С тех пор прошло 9 лет: сайт устарел, нуждается в реконструкции и переосмыслении, полном и тотальном обновлении. После долгих сомнений я решила его законсервировать. Весь контент останется в доступе.

Мой личный блог заработает на платформе www.malkis.ru в следующем году.

Благодарю команду проекта Максима Журавлева, Филиппа Казакова, Андрея Кановку, Сашу Голикову, Сашу Плахина, Яну Бутчер и всех, кто создавал контент, вкладывал в создание этих страниц свои время, силы и любовь.

Спасибо и пока! Люся Малкис
26.11.19

Мы здесь:
  1. группа в фб - ARCHiPEOPLE
  2. страница в фб - archipeople
  3. youtube - archipeopletv


Мозговой штурм "Зарядья".

 "Без разработки на практике собственного метода анализа и постановки актуальных для России вопросов, где Зарядье является уникальной практической экспериментальной площадкой, невозможно развитие собственных архитектурных и градостроительных подходов и решений, формирование современной идентичности российской архитектуры".

20.04.2012, 17:21



   Выставка конкурсных работ концепции развития Зарядья продлена и завершится в пятницу, 20 апреля.

 
   Подвести итог открытого конкурса – занятие непростое: требуется обработать большое количество работ, значительно различающихся по качеству исполнения и степени профессионализма. Тем более нельзя делать окончательные выводы по результатам первого этапа – это скорее время постановки вопросов и определения основных направлений дальнейшей разработки на основе представленных вариантов. Поэтому рассматривать работы, выставленные в Доме на Брестской и на сайте Москомархитектуры как окончательные предложения было бы неправильным.
 
Текст: архитектор, журналист Наталия Волкова
 
   В какой-то степени первый этап стал своеобразным экспериментом, начатым городскими и архитектурными властями. Он показал значимость Зарядья не только как архитектурного и градостроительного объекта, но и как политического пространства, находящегося в непосредственной близости от Кремля. Политизированная атмосфера конкурса выразилось, в частности, в развернувшейся дискуссии о том, является ли проведение такого конкурса признаком демократии, или это был способ продемонстрировать власти нецелесообразность его проведения.
 
В то же время количество исходных данных, которые потребовалось бы для обстоятельной подготовке конкурса могло бы быть огромным, и разработка продуманного технического задания могла бы занять не один месяц, если не год, что, в целом, немного при таком шасштабе проекта.
 
Поэтому количество и качество исходных материалов принципиально определило задачу конкурсантов как материализации фантазии на тему развития Зарядья.
 
В результате анализа конкурсных работ можно было бы определить основные шаблонные или архетипичные способы трактовки этого места, выделить интересные и нестандартные идеи. Причем, в отличие от обычных конкурсов, где ценится только второй подход, здесь поиск архетипов мог бы оказаться не менее важным процессом, так как отразил бы наличие сложившейся не только пространственной, но и ментальной структуры Зарядья.
 
Таким образом, конкурсанты оказались перед непростой концептуальной задачей – фактически, они должны были показать как можно большее разнообразие вариантов решения при отсутствии четких функциональных и идеологических целей, задач и достаточного объема исходных материалов, формулируя собственную программу и расставляя акценты по своему усмотрению.
 
Именно поэтому результаты этого процесса становятся интересны вдвойне – не только как плод размышлений над конкретной проблемой, но и как отражение существующих сегодня в отечественной профессиональной практике основных тенденций и шаблонов для решения такого рода градостроительных и функциональных задач.
 
В российской практике уже исторически сложилось, что шаблоны проектирования делятся на две большие категории: те, которые были унаследованы от советского проектирования, и те, которые заимствованы из западных методик. Одним из результатов чрезмерного увлечения последними является часто возникающее у российских заказчиков, особенно государственных структур, как это видно на примере Сколково, предубежденное отношение к российским архитекторам и идеализированный образ западных. Однако проблема, как показал конкурс, состоит в ином.
 
Проблемы, которые ставит перед архитектором то или иное пространство, естественно, определяются особенностями самого пространства, его ментальными, визуальными и физическими связями, существующими и потенциальными. Зарядье здесь представляет собой сложное переплетение разнообразных смыслов, которые очень непросто увязать в единое целое.
 
Представленные на конкурс проекты во многом показывают более или менее убедительные в данном месте и времени визуальные образы, но в значительно меньшей степени они способны дать серьезное основание для выбора тех или иных концептуальных решений.
 
Конкурс можно сравнить с мозговым штурмом, когда в условиях цейтнота необходимо сформулировать оригинальную идею, касающуюся предложенной темы. При этом ограничения времени и исходной информации часто заставляют использовать не только или не столько аналитические способности, сколько интуицию и художественное воображение. Однако, несмотря на действенность такого подхода при разработке художественных образов или в сфере рекламы, в современном проектировании, особенно в исторической среде, он не может дать обоснованные результаты для поиска дальнейших решений, и тем более не может заменить серьезного концептуального анализа.
 
Отсутствие сейчас такого анализа по Зарядью мне кажется одним из серьезных признаков преобладания художественного метода проектирования над аналитическим. Но поиск возможных решений для объектов такого уровня, как Зарядье, хотя и не может основываться на интуитивных подходах, не должен привести и к прямому переносу западного опыта на российскую почву, в этом случае он окажется, скорее всего,  просто неубедителен.
 
Для решения подобных задач необходимо очень трезво и осмысленно сочетать эти методы, разрабатывая собственные аналитические подходы, ставя актуальные для российской реальности вопросы и давая на них ответы.
 
Создание такой аналитической базы позволило бы подойти к проблеме Зарядья комплексно, не только с образной точки зрения, но и увидеть эту территорию со всеми ее особенностями в целом.
 
И первый этап тут мог бы стать отличным подспорьем. По его результатом можно было бы выявить участников, способных в дальнейшем провести эту аналитическую работу,  а также выработать одну или несколько концепций комплексного подхода к территории, а не только интересные образные решения.
 
Но естественное продолжение конкурса может пойти и по другому, привычному пути – проанализированные работы станут началом разработки одной «сводной» концепции, объединяющей наиболее рациональные элементы различных конкурсных предложений. Такой вариант развития событий, более традиционный для российской практики, в конечном счете, может свести к нулю весь положительный результат первого этапа, его коллективный интеллектуальный и образный потенциал, разрушив целостность и системность подхода к проблеме.
 
Таким образом, потеря положительного заряда конкурса, существующего сегодня от этого мозгового штурма, скажется не только по перспективе развития территории бывшей гостиницы «Россия». Без разработки на практике собственного метода анализа и постановки актуальных для России вопросов, где Зарядье является уникальной практической экспериментальной площадкой, невозможно развитие собственных архитектурных и градостроительных подходов и решений, формирование современной идентичности российской архитектуры. 
_____________________________________________________
 
Открытый творческий конкурс на разработку концепции развития общественного пространства на территории Зарядья на месте бывшей гостиницы «Россия», расположенной между улицей Варварка, Китайгородским проездом, Москворецкой набережной и Москворецкой улицей, с организацией парковой зоны, возможным размещением концертного зала и использованием подземного пространства
 
Предложение о создании парковой зоны на месте бывшей гостиницы «Россия» было внесено Председателем Правительства Российской Федерации В. В. Путиным.
 
Организаторы конкурса — Российская академия архитектуры и строительных наук, Союз архитекторов России, Союз московских архитекторов, Комитет по архитектуре и градостроительству города Москвы.
 
Цель и задачи конкурса:
Цель — формирование банка идей по развитию общественного пространства на территории бывшей гостиницы «Россия».
Задачи — разработка эскизных предложений по созданию благоустроенного парка с возможным размещением концертного зала и использованием подземного пространства (пешеходная зона, автомобильные парковки, технические помещения).
 
Сроки проведения: с 01.02.2012 по 15.03.2012

 


Еще по теме:
Конкурсы

Просмотров: 7054

Оставить комментарий

Внимание!

Дорогие друзья, читатели и подписчики!

ARCHiPEOPLE был придуман и запущен 01 апреля 2010 года. С тех пор прошло 9 лет: сайт устарел, нуждается в реконструкции и переосмыслении, полном и тотальном обновлении. После долгих сомнений я решила его законсервировать. Весь контент останется в доступе.

Мой личный блог заработает на платформе www.malkis.ru в следующем году.

Благодарю команду проекта Максима Журавлева, Филиппа Казакова, Андрея Кановку, Сашу Голикову, Сашу Плахина, Яну Бутчер и всех, кто создавал контент, вкладывал в создание этих страниц свои время, силы и любовь.

Спасибо и пока! Люся Малкис
26.11.19

Мы здесь:
  1. группа в фб - ARCHiPEOPLE
  2. страница в фб - archipeople
  3. youtube - archipeopletv




Конкурсы

Все конкурсы