http://www.mantra-opt.ru/

Подписка на новости



Главные события ГМИИ им. А.С. Пушкина в марте 2019


НОВЫЕ ВЫСТАВКИ
 

Фрэнсис Бэкон, Люсьен Фрейд и Лондонская школа

Даты проведения: 5 марта — 19 мая 2019

Место проведения: Главное здание (Волхонка, 12)

Кураторы: Элена Криппа (куратор современного и новейшего британского искусства, Тейт), Данила Булатов (научный сотрудник отдела искусства стран Европы и Америки XIX–XX веков)

Выставка осуществлена ГМИИ им. А.С. Пушкина в сотрудничестве с Тейт (Лондон). Впервые российский зритель получит возможность познакомиться с уникальной и наиболее значительной главой в истории современного британского искусства, связанной с использованием художниками фигуративной живописи как средства выражения глубоко личного, чувственного и интенсивного переживания жизни. В экспозиции представлено 80 живописных и графических работ из собрания Тейт. Генеральным спонсором выставки выступил банк ВТБ.


Античная коллекция Михаила и Елены Карисаловых

Даты проведения: 26 марта – 12 мая 2019

Место проведения: Главное здание (Волхонка, 12)

Куратор: Ольга Тугушева, главный хранитель отдела искусства и археологии Античного мира

Античная коллекция Михаила и Елены Карисаловых формировалась на протяжении нескольких десятилетий. Первыми ее экспонатами стали бронзовые шлемы, которые собирала Ирина Ивановна Карисалова, мама Михаила. Именно она начала коллекционировать предметы прикладного искусства, живопись, мебель, заразив этой страстью сына. Сегодня античное собрание включает без малого 90 памятников. На выставке будут представлены: 13 бронзовых шлемов мастеров Прикубанья и Северного Кавказа III–I  в. до н.э., 6 расписных глиняных ваз, 68 перстней, которые относятся к одному их самых распространенных в античную эпоху типов массивных бронзовых перстней со щитком, декорированным врезанным или рельефным изображением, женская терракотовая голова и мраморная голова философа эпохи Антонинов II в. н.э.


ТЕКУЩИЕ ПРОЕКТЫ


Гости из Неаполя. Артемизия Джентилески и современники. Из Музея и Королевского парка Каподимонте и ГМИИ им. А.С. Пушкина

Главное здание, Волхонка, 12, залы № 18

по 31 марта 2019

Афишемания. Французская реклама XIXXX веков из собрания ГМИИ им. А.С. Пушкина

Галерея искусств стран Европы и Америки XIXXX веков (Волхонка, 14)по 10 февраля 2019

по 21 апреля 2019


ОБРАЗОВАНИЕ


Образовательная программа к выставке «Фрэнсис Бэкон, Люсьен Фрейд и Лондонская школа»

В рамках образовательной программы пройдут лекции кураторов проекта Элены Криппы (Галерея Тейт) и Данилы Булатова (ГМИИ им. А.С. Пушкина) и специалистов из Великобритании: Джеймса Бирча – куратора первой выставки Фрэнсиса Бэкона в Москве, Кэтрин Лэмперт – куратора, директора Галереи Уайтчепел (с 1988 по 2001 год), автора книг о Франке Ауэрбахе и Юэне Аглоу, и Пенни Джонсон – директора Государственной коллекции произведений искусства Соединенного Королевства. С лекциями также выступят историк театра, доктор искусствоведения Алексей Бартошевич и заведующая отделом искусства стран Европы и Америки XIX–XX веков. Александра Данилова.

Совместно с проектом Science.me ГМИИ им. А.С. Пушкина подготовил цикл дискуссий с участием специалистов из разных областей знаний, чтобы поговорить о фундаментальных аспектах творчества художников. Дискуссии затронут широкий спектр тем – от обсуждения переживаний военной трагедии до связи с философскими и научными концепциями современников.

Подробнее о мероприятиях образовательной программы и расписание – на сайте музея.

Кураторская лекция Элены Криппа, Галерея Тейт, со-куратор выставки.

5 марта, 19:00 Главное здание, 29 зал

Лекция «Лондонская школа и «конец упорядоченной эпохи»

13 марта, 19:00 Главное здание, 29 зал

Лекцию читает Данила Булатов, куратор выставки, научный сотрудник Отдела искусства стран Европы и Америки XIX-ХХ вв. 

Встреча с куратором на экспозиции выставки

14 марта, 19:00 Главное здание, экспозиция выставки

Данила Булатов, куратор выставки, научный сотрудник Отдела искусства стран Европы и Америки XIX-ХХ вв. 

Лекция «Художники Лондонской школы в диалоге с классическим искусством»

20 марта, 19:00 Главное здание, 29 зал

Лекцию читает Данила Булатов, куратор выставки, научный сотрудник Отдела искусства стран Европы и Америки XIX-ХХ вв. 

Встреча на экспозиции выставки

21 марта, 14:00 Главное здание, экспозиция выставки

Наталья Кортунова, старший научный сотрудник отдела искусства стран Европы и Америки XIX –XX веков ГМИИ им А.С.Пушкина , хранитель скульптуры XIX –XX вв.

Лекция «Шекспировский монстр и гротески Фрэнсиса Бэкона. Энтони Шер в роли Ричарда III»

27 марта, 19:00 Главное здание, 29 зал

Лекцию читает Алексей Бартошевич, историк театра, заведующий кафедрой истории зарубежного театра ГИТИСа

Встреча на экспозиции выставки

28 марта, 19:00 Главное здание, экспозиция выставки

Анна Познанская, заместитель заведующего Отделом искусства стран Европы и Америки XIX-ХХ вв. 


Открытые лекции Школы подготовки к конференции ПушкинскийYouth


В течение нескольких месяцев под руководством ведущих специалистов в разных областях знаний (естественные науки, философия, музыка, театр, современное искусство, кино, психология) молодые люди 14–19 лет пройдут насыщенную учебную программу и подготовятся к публичному выступлению. Итогом проекта станет конференция TEDxYouth@Znamenka на тему «Запретный плод», которая пройдет в ГМИИ им. А.С. Пушкина в апреле 2019 года.

Вход свободный, по предварительной регистрации на сайте музея.

Лекция «Философия музея»

12 марта, 17:00, Главное здание (Волхонка, 12), Итальянский дворик

Лекцию читает Виталий куренной, кандидат философских наук, руководитель Школы культурологии НИУ ВШЭ, научный редактор журнала «Логос».

Лекция «Перформативность русского авангарда»

27 марта, 17:00, Главное здание (Волхонка, 12) Итальянский дворик

Лекцию читает Ольга Шишко, заведующая отделом кино- и медиаискусства ГМИИ им. А.С. Пушкина.


СОБЫТИЯ


В рамках публичной программы «Мифология завтра».

Сессия «Женщина – богиня или ведьма? От Артемизии Джентилески до Елены Ковылиной»  

14 марта, 18:00, Главное здание (Волхонка, 12) Итальянский дворик

Публичная программа «Мифология завтра» посвящена актуальным проблемам современного общества, оказывающим влияние на развитие искусства. Новая дискуссия будет строится вокруг вопросов о роли и месте женщины в истории искусства. Как трансформировались женские образы в произведениях мастеров разных эпох? Как менялся статус женщины-художника? На фоне каких социо-культурных сдвигов происходили эти изменения? Как сегодня художники работают с гендерной проблематикой?

Участники дискуссии: Кирилл Мартынов (кандидат философских наук, доцент Школы филосфии НИУ ВШЭ), Мила Бредихина (художественный критик, куратор, специалист в области гендерных исследований, член Международной ассоциации искусствоведов (AICA), член экспертного совета "Протеатр"), Надежда Плунгян (кандидат искусствоведения, куратор, старший научный сотрудник Государственного института искусствознания), Елена Ковылина (художник), Светлана Загорская (заместитель заведующего Отделом искусства старых мастеров ГМИИ им. А.С. Пушкина). 

Модератор дискуссии: Марина Анциперова (журналист).

Вход на мероприятие осуществляется по билету в музей по предварительной регистрации.


Вечер памяти Марии Викторовны Элькониной

28 февраля, 18:30, Отдел личных коллекций (Волхонка, 10)

Новое событие программы Клуба коллекционеров и наследников художников ГМИИ им. А.С. Пушкина, поводом к которому послужила передача в дар музею работы «Ключи и замок» (1969) семьей художницы.

Мария Викторовна Эльконина (1935–2018) является одной из ярких и самобытных фигур круга мастеров «другого искусства». Она родилась в семье художников, ставших ее первыми учителями. Ее отец, известный живописец, ученик К. Истомина, Л. Бруни, В. Фаворского, член группы «Четыре искусства» Виктор Эльконин передал дочери свой опыт и определил первые художественные впечатления. После обучения в Московском полиграфическом институте (1959) на художника-графика, Эльконина начала поиски индивидуального стиля, приведшие ее к работе с деревом и созданию монументальных живописно-пространственных композиций. Главными источниками вдохновения Мария Эльконина называла геометрическую абстракцию начала ХХ века и древнерусскую иконопись, отсылки к которым можно найти в произведениях художницы. Беспредметные пространственные композиции, в которых часто повторяются мотивы креста и круга, критики часто называют современными иконами, «помнящими о супрематизме Казимира Малевича и контррельефах Владимира Татлина» (А. Толстова).

Объект «Ключи и замок» станет существенным дополнением коллекции отечественного искусства второй половины ХХ века в ГМИИ им. А.С. Пушкина, включающей произведения таких художников, как Д. Краснопевцев, В. Вейсберг, Э. Штейнберг, М. Рогинский, В. Немухин, Л. Мастеркова, О. Рабин, Э. Булатов.

В программе – премьера документального фильма о М.В. Элькониной, а также встреча с друзьями художницы, среди которых: искусствоведы Галина Загянская, Александр Якимович, Ирина Ефимович, Михаил Каменский, ведущий научный сотрудник музея «Новый Иерусалим» Людмила Денисова, художник Иван Шаховской. На вечере будут присутствовать дарители Наталья Маратовна и Мария Александровна Эльконины, дочь и внучка художницы.


КОНЦЕРТЫ


Концерты в Мемориальной квартире Святослава Рихтера

Большая Бронная, 2/б, кв. 58 (16 этаж)

«Stylus Fantasticus»

3 марта, 18:00

Stylus Fantasticus (или Phantasticus) – музыкальный стиль раннего барокко, корни которого следует искать в «застывших импровизациях» – итальянских клавирных токкатах и фантазиях XVI века. Из Италии мода на Stylus Fantasticus пришла в немецкие и австрийские земли, в Баварию и Саксонию. Программа известных московских музыкантов Марины Катаржновой (барочная скрипка) и Ольги Филипповой (клавесин) посвящена периоду расцвета Stylus Fantasticus во времена правления Леопольда I (1640—1705), императора Священной Римской империи, монарха-просветителя, музыканта, покровителя искусств и наук. В его эпоху родилась музыка абсолютно самобытная, воплощающая темперамент и характер монархии Габсбургов: в ней соединились жизнерадостность Юга, славянская меланхолия, испанская помпезность и характерные мотивы альпийских регионов. Эпоха Леопольда I подарила музыкальной истории такие яркие имена, как И.Г. Шмельцер, И.Я. Фробергер и, конечно же, «Паганини XVII века» – Г.И.Ф. фон Бибер. Современному слушателю музыка этих композиторов покажется не менее новаторской, нежели сочинения XXI века: столь невероятно разнообразие ее виртуозных приемов, тембровых красок и причудливых фактурных решений. 

Подробнее о концерте

«Шуманиана»

10 марта, 18:00

10 марта в Мемориальной квартире Святослава Рихтера состоится сольный концерт пианиста Михаила Мордвинова – обладателя первой премии и золотой медали на XII Международном конкурсе им. Р. Шумана в Цвиккау (Германия), первой премии и специального приза VI Международного конкурса им. Ф. Шуберта в Дортмунде (Германия), победителя Международного фортепианного конкурса в Княжестве Андорра.

Концерт посвящен творчеству Роберта Шумана, одного из самых выдающихся немецких композиторов эпохи романтизма. В программу концерта войдут три фортепианных цикла: таинственные и мистические «Ночные пьесы» (1839), «Венский карнавал» (1839), воссоздающий стихию карнавального празднества с его  забавами,  шутками  и  мельканьем масок и знаменитая «Крейслериана» (1938). В этом цикле, вдохновленном сборником новелл Э.Т.А. Гофмана «Фантастические пьесы в манере Калло», Шуман рисует музыкальный портрет одного из близких ему героев Гофмана – композитора Крейслера, идеалиста и безумца, живущего только искусством. Эта великолепная пьеса отчасти становится автопортретом самого Шумана – она навеяна поэтическими ассоциациями, любовными переживаниями, глубокими раздумьями композитора и мечтами о будущей жене, пианистке Кларе Вик. В письме к ней композитор писал: «В «Крейслериане» главную роль играешь ты и мысль о тебе».

Подробнее о концерте

«Носферату. Симфония ужаса». Из истории немецкого кинематографа 1920-х

16 марта, 18:00

16 марта в рамках концертного сезона, посвященного культуре Австрии и Германии, Мемориальная квартира Святослава Рихтера приглашает любителей кинематографа на показ фильма «Носферату. Симфония ужаса» величайшего немецкого режиссера Фридриха Вильгельма Мурнау. Фильм был снят в Германии в 1922 году и стал первой картиной, прославившей мастера. В 2003 году к столетию немецкого кино фонд «Kultur Altena» заказал московскому композитору Ираиде Юсуповой партитуру оригинальной музыки к немому фильму Мурнау. Премьера проекта состоялась в сентябре на фестивале 100-летия немецкого кино, проходившем во всех городах Германии одновременно. В 2017 году музыка Ираиды Юсуповой к картине была записана студийно в Москве при поддержке Гёте-Института. 16 марта на Большой Бронной состоится показ мистического фильма Вильгельма Мурнау с оригинальной музыкой Ираиды Юсуповой и встреча с композитором. Исполнители саунд-трека к фильму: Евгений Субботин (скрипка), Артур Адамян (скрипка), Шамил Саидов (альт), Дмитрий Чеглаков (виолончель), Сергей Стрищенко (труба), Константин Лукинов (рояль). Дирижер Марк Кадин, звукорежиссер Дмитрий Мисаилов, продюсер Евгения Дебрянская.

Подробнее о концерте

«Шедевры фортепианной транскрипции»

20 марта, 19:00

В Мемориальной квартире Рихтера в рамках концертного сезона, посвященного музыке Австрии и Германии, 20 марта (среда) в день рождения Святослава Рихтера состоится сольный Klavierabend лауреата международных конкурсов Петра Лаула «Шуберт – Вагнер – Лист. Шедевры фортепианной транскрипции», в программу которого войдут листовские транскрипции песен и инструментальных пьес Ф. Шуберта и опер Р. Вагнера. В творчестве Листа жанр фортепианной транскрипции занимает значительное место: за свою жизнь композитор создал более 200 транскрипций оперных, симфонических, инструментальных и вокальных сочинений Бетховена, Берлиоза, Шуберта, Вагнера и других. Именно в этом жанре Листу ярче всего – и виртуознее – удалось реализовать свои представления о фортепиано как «оркестре в миниатюре». Транскрипции песен Шуберта – а Лист их сделал более 50, – представляют широкий диапазон образов, жанров и форм песенного наследия композитора-романтика. В оперных транскрипциях, к лучшим образцам которых принадлежат 12 транскрипций наиболее ярких фрагментов опер Рихарда Вагнера, Лист проявил свой талант драматурга, создавая зримые и выпуклые характеристики сюжетов и персонажей.

Подробнее о концерте

Цикл лекций «Легенды исполнительского искусства»

Лекция-концерт II. Клавирный стиль Г.Ф. Генделя в интерпретациях С. Рихтера, А. Гаврилова и М. Боргштеде

21 марта, 19:00

Летом 1980 года москвичам довелось стать свидетелями удивительного события: в Музее-усадьбе «Архангельское» легендарный пианист Святослав Рихтер и победитель Международного конкурса им. П.И. Чайковского Андрей Гаврилов исполнили цикл из четырех концертов, в котором прозвучали 16 клавирных сюит Г.Ф. Генделя. Молодой артист и прославленный мастер играли по очереди, переворачивая друг другу ноты. Это выступление стало знаковым в судьбе обоих пианистов, и в некотором роде обозначило границу между старым и новым стилем русской клавирной школы. Сложно найти более объективный материал для этого: сюиты Генделя, абсолютно клавесинные по своей природе, очень редко играются на рояле и потому во многом становятся для исполнителей «белым листом», с особенной четкостью проявляющим индивидуальность творческого почерка. О переводимости языка одного инструмента на язык другого, о диктате жанра и творческой воли, о влиянии культурного контекста времени, размытости границ «идеального» и, наконец, о музыке Генделя, «исторической» и внеисторической, пойдет речь на лекции «Клавирный стиль Г.Ф. Генделя в интерпретациях С. Рихтера, А. Гаврилова и М. Боргштеде». Лекция станет продолжением цикла «Легенды исполнительского искусства», который ведет профессор МГК им. П.И. Чайковского, куратор музыкально-просветительских программ ГМИИ им. Пушкина Ольга Филиппова.

Подробнее о концерте

«Вена – тема с вариациями»

28 марта, 19:00

28 марта в рамках года Австрии и Германии Московский Ансамбль Современной Музыки (МАСМ) представит на Большой Бронной программу «Вена – тема с вариациями», в которую войдут  сочинения композиторов, составивших  музыкальную славу австрийской столицы. Это немецкие композиторы, которые многие годы жили в Австрии (Людвиг ван Бетховен и Иоганнес Брамс), «коренные венцы» (Франц Шуберт и Антон Веберн), а также современный австрийский  композитор и дирижер  швейцарского происхождения, основатель знаменитого ансамбля  «Klangforum Wien» Беат  Фуррер. Не случайно в заглавии  программы стоит слово «вариация»  – это  не только  метафора путешествия по музыкальной истории Вены, но жанровое обозначение большинства сочинений концерта: это и «Вариации на тему Гайдна» для двух фортепиано И. Брамса, и «Вариации» (ор. 30) А. Веберна (в переложении Олега Танцова для флейты, кларнета, фортепиано, скрипки и виолончели), и даже зашифрованная вариация на тему арии «Pria ch’io l’impegno» из популярной в те годы  оперы Йозефа Вайгля в Трио для кларнета, виолончели и фортепиано, ор. 11 Л. ван Бетховена.

Подробнее о концерте

РЕЖИМ РАБОТЫ МУЗЕЯ В ПРАЗДНИЧНЫЕ ДНИ

8 марта Главное здание и Галерея искусства стран Европы и Америки XIX–XX веков работают с 11:00 до 21:00, вход и кассы до 20:00

 


Я пойду!

Популярные статьи

Видео библиотека


Все видео

Конкурсы

Все конкурсы