Подписка на новости


СООБЩЕСТВО АРХИТЕКТОРОВ, ДИЗАЙНЕРОВ, ТВОРЧЕСКИХ ЛЮДЕЙ


«ГАРАЖ»: bauhaus imaginista. Школа в движении. Архитекторы-интернационалисты


12 сентября — 30 ноября 2018

Проект bauhaus imaginista организован Музеем современного искусства «Гараж» в сотрудничестве с «Объединением Баухауса Берлина, Дессау и Веймара», Гёте-Институтом и Домом культур мира (Берлин) по случаю столетия школы Баухаус.

Выставка «Школа в движении. Архитекторы-интернационалисты» — часть междисциплинарного международного проекта bauhaus imaginista, прослеживающего, как идей Баухауса развивались в различных культурно-политических контекстах (российском, чилийском, мексиканском, индийском, китайском, нигерийском, североамериканском, израильском и палестинском), разнесенные по странам мира представителями этой школы.

Выставка в Музее «Гараж» посвящена комплексным связям между Баухаусом и СССР, рассмотренным сквозь призму деятельности бывших преподавателей и учеников Баухауса в Москве. В центре ее внимания — выпускники и студенты школы, которые сопровождали ее второго директора Ханнеса Майера во время визита в СССР в 1930-х: архитектор Филипп Тольцинер, который провел остаток жизни в Москве, архитектор и градостроитель Конрад Пюшель и архитектор Лотта Стам-Безе — первая женщина, обучавшаяся на отделении строительства Баухауса в Дессау.

Сегодня их личные вещи хранятся в Архиве Баухауса в Берлине, Архиве Баухауса в Дессау, Музее немецкой архитектуры во Франкфурте, Институте истории и теории архитектуры Швейцарской высшей технической школы Цюриха и Нидерландского архитектурного института в Роттердаме. Коллекции обладают своей историей и структурой. Они отражают подход каждого из архитекторов к отбору и организации материала, а также субъективную память и неопределенный, фрагментарный характер составляющих их реликвий.

Материалы выставки — фотографии, письма, коллажи, вырезки, личные записи, схемы, манифесты, архитектурные наброски и планы — показывают связь архитекторов со школой Баухаус, с Советским Союзом и идеями социализма и коммунизма. Они отражают различные попытки написать индивидуальную и коллективную истории, сохранить необходимое, понять практики сотрудничества и отсылают к опыту миграции, проливая свет на личностный аспект в истории модернистских утопий.

К организации выставки в Музее «Гараж» привлечены современные специалисты, по роду своей деятельности так или иначе имеющие дело с геополитической, социальной и художественной историей, которым было предложено дать свое толкование этих личных архивов и материалов, связанных с социалистическими взглядами героев выставки и их работой в СССР. Среди них — художница Алиса Крайшер, теоретик Дорен Менде и историки архитектуры Татьяна Эфрусси и Даниель Талесник. Все они выдвинули свой проект контекстуализации архивного знания. Их несхожие подходы к архиву перекликаются с субъективным характером тех «историй», которые выстраивали сами архитекторы Баухауса.

На выставке представлены их интерпретации архивов, материалы, созданные в ходе работы, а также материалы самих архивных собраний, отобранные кураторами. Консультантом по вопросам выставочного дизайна выступила группа «Кооператив политики репрезентации» (Берлин).

В рамках публичной программы выставки художница Венделин ван Олденборг представит свое исследование жизни и творческого наследия Лотты Стам-Безе, которая, проработав некоторое время в Орске (Оренбургская область), в 1935 году переехала в Нидерланды, где получила известность благодаря участию в реконструкции Роттердама после Второй мировой войны. Это исследование служит подготовительной частью работы, которая будет представлена художницей на юбилейной выставке в Доме культур мира (Берлин) в 2019 году.

Выставка bauhaus imaginista. «Школа в движении. Архитекторы-интернационалисты» подготовлена Марион фон Остен и Грантом Уотсоном, независимыми кураторами, совместно с Анастасией Митюшиной, куратором Музея «Гараж», и историками искусства и архитектуры Аней Гуттенбергер, Томасом Флирлем и Даниелем Талесником.


Баухаус был новаторской школой архитектуры, искусства и дизайна, просуществовавшей четырнадцать лет. Основанный в Веймаре в 1919 году, Баухаус по политическим причинам переехал в Дессау в 1925-м, а потом в Берлин в 1932-м, где в следующем году был закрыт нацистами. Несмотря на короткую историю, школа выработала новый подход к педагогике: опираясь на изучение материалов, студенты учились отвечать на новые общественные запросы, возникшие после катастрофы Первой мировой войны. В центре их внимания находилось не столько произведение искусства само по себе, сколько процесс строительства с сопутствующей коллективной работой. Преподаватели и студенты Баухауса занимались радикальным переосмыслением мира, общества и повседневной жизни, утверждая новый дух дизайна. Отвергнув принципы и традиции, казавшиеся бесспорными, Баухаус попытался преодолеть границу между искусством и ремеслами. Под руководством трех сменивших друг друга директоров — Вальтера Гропиуса, Ханнеса Майера и Людвига Миса ван дер Рое — школа последовательно развивала новые принципы. Преподаватели и студенты Баухауса были активными участниками интернационального модернистского движения и после закрытия школы разъехались по разным странам мира. Методы и идеи Баухауса продолжали развиваться и приспосабливаться к условиям и ситуациям.


 

Участники

 

Алиса Крайшер (род. 1960, Герольштайн) — художница. В творческой и теоретической практике занимается вопросами экономической и институциональной критики, глобализации и истории капитализма. Будучи одной из ключевых фигур движения политического искусства в Германии 1990-х годов, Крайшер принимала участие в многочисленных коллективных выставках, публикациях и других проектах. В качестве сокуратора таких важных выставок, как Messe 2ok (1995), ExArgentina (2004) и «Принцип Потоси» (2010), Крайшер выработала специфическую кураторский подход, который близок ее художественным и исследовательским методам, включающим, среди прочего, работу с архивными материалами. Автор ряда статей в журналах и фэнзинах. Недавние персональные выставки Крайшер: In the Stomach of the Predators (галерея KOW, Берлин, 2014), Culturgest (Лиссабон, 2017). Основные групповые выставки: documenta (Кассель, 2007), 13-я Стамбульская биеннале (2013), Out of the Dark (галерея KOW, Берлин, 2016), Живет и работает в Берлине.

 

Дорен Менде (род. 1976, ГДР) — куратор, теоретик, художница, профессор политики кураторства и руководитель магистерской программы межкультурной коммуникации и Ph.D.-форума в Университете искусства и дизайна в Женеве. Директор и соосновательница Института Харуна Фароки в Берлине (вместе с Томом Холертом и Фолькером Пантенбургом). Исследовательские проекты Менде связаны с разносторонним осмыслением таких тем, как формирование архивов, политика репрезентации, социализм эпохи деколонизации, роль экономики и геополитики в выставочной деятельности после 1989 года. В настоящее время участвует в долгосрочном коллективном проекте «Принцип навигации», целью которого является понимание неустойчивых оснований (не)знания в XXI веке. Среди ее кураторских проектов: Navigating Turbulence (исследовательская программа в области межкультурной коммуникации Университета искусств и дизайна в Женеве, 2015 — по настоящее время), K. P. Brehmer Real Capital–Production (галерея Raven Row, Лондон, 2014), Of Violence (Голландский художественный институт и EVA International, Дублин, 2014). Кураторский проект Менде Double Bound Economies (совместно с Армином Линке и Эстель Блашке) будет представлен в этом году на Пусанской биеннале. Живет и работает в Берлине и Женеве.

 

Татьяна Эфрусси (род. 1988, Москва) — художница и искусствовед, член художественного коллектива «Летучая кооперация». В настоящее время обучается в Национальной высшей школе изящных искусств в Париже и является докторантом Кассельского университета (Германия), где работает над диссертацией «Ханнес Майер — советский архитектор (1930–1936)». В последние годы участвовала в таких выставках, как «Нельзя быть слишком осторожным» (ЦЭХ, Минск, 2017), Eccentric Values after Eisenstein (совместно с Еленой Фогман, пространство Diaphanes, Берлин, 2018), «Эскапизм. Тренинговая программа» (ЦТИ «Фабрика», Москва, 2018). Среди кураторских проектов: «Баухаус в Москве» (галерея «Вхутемас», Москва, 2012). «Кому это надо» (Сколково, Москва, 2015). Живет и работает в Париже, Берлине и Москве.

 

Даниель Талесник (род. 1979, Сантьяго) — архитектор и урбанист, уделяющий особое внимание архитектурной педагогике и взаимоотношениям между архитектурой и политическими идеологиями. Получил Ph.D. в Колумбийском университете в мае 2016 года (тема диссертации «Странствующий красный Баухаус, или Третья эмиграция»). Автор ряда статей. Преподает в Колумбийской магистерской школе архитектуры, реставрации и планирования и в Школе архитектуры Католического университета Чили. В 2016–2017 году — приглашенный преподаватель Иллинойского технологического института. С сентября 2017 года преподает в Мюнхенском техническом университете и является научным сотрудником Музея архитектуры при университете.

 

В России проект bauhaus imaginista. «Школа в движении. Архитекторы-интернационалисты» реализуется Музеем современного искусства «Гараж» в сотрудничестве с «Объединением Баухауса Берлина, Дессау и Веймара», Гёте-Институтом и Домом культур мира (Берлин). Этот исследовательский проект, включающий в себя выставки, мастер-классы и симпозиумы, инициирован в связи со столетием основания Баухауса. Его продвижению будет способствовать международная активность Гёте-Института, а заключительная выставка в Берлине (2019) станет частью долгосрочного проекта «Сто лет настоящего», проводимого Домом культур мира. Проект bauhaus imaginista стал возможен благодаря поддержке Комиссии по вопросам культуры и информации Федерального правительства Германии, Германского федерального фонда культуры и Министерства иностранных дел Германии. Проект bauhaus imaginista организован в сотрудничестве с Китайским музеем дизайна в Ханчжоу, Независимым административным институтом Национального художественного музея и Национального музея современного искусства в Киото и SESC (Сан-Паулу), а также отделениями Гёте-Института в Китае, Нью-Дели, Лагосе, Москве, Нью-Йорке, Рабате, Сан-Паулу и Токио.

www.bauhaus-imaginista.org  #bauhausimaginista
www.bauhaus100.de  #bauhaus100

Партнеры проекта bauhaus imaginista: «Объединение Баухауса Берлина, Дессау и Веймара»

 

Три институции с обширными собраниями — Архив Баухауса / Музей дизайна в Берлине, Фонд Баухауса в Дессау и Фонд веймарского классицизма — образуют «Объединение Баухауса». Они проводят совместные исследования и осуществляют выставочные и издательские проекты в национальном и международном контексте. «Объединение Баухауса» управляет офисами сети «100 лет Баухауса» в Веймаре и вместе с тремя отделениями Баухауса работает над четырьмя проектами: Bauhaus Agents, bauhaus imaginista, Opening Festival и Grand Tour of Modernism for the Bauhaus Centenary 2019.

 

Гёте-Институт

 

Гёте-Институт является учреждением культуры Федеративной Республики Германия, отделения которого работают во многих странах мира. Его деятельность направлена на популяризацию немецкого языка за рубежом и расширение международного сотрудничества в области культуры. Эта организация предоставляет актуальную информацию о культурной, общественной и политической жизни Германии, формируя таким образом объективное представление о ней во всем мире. Культурные и образовательные программы Института поддерживают межкультурный диалог и способствуют культурному обмену, развитию гражданского общества и международной мобильности. В настоящее время Гёте-Институт имеет 159 отделений в 98 странах мира, в том числе 12 в Германии. Вместе с партнерами учреждения — читальными залами, контактными бюро, информационными и образовательными центрами, центрами немецкого языка и союзами преподавателей немецкого языка — Гёте-Институт имеет примерно 1000 пунктов в мире.

 

Дом культур мира (Берлин)

 

Дом культур мира (HKW) является форумом современного искусства и критических дискуссий. Работая в средоточии процессов глубокой трансформации, переживаемой современным миром, HKW исследует художественные позиции, научные концепции и сферы политической активности и поднимает ряд важных вопросов. Как нам поспеть за настоящим с его стремительными технологическими изменениями? Какими будут разнородные общества будущего? И какова роль искусства и науки в этом процессе? HKW реализует уникальную для Европы программу, которая включает в себя исследования, выставки, концерты, перформансы, образовательные программы и публикации. Эти проекты стимулируют исследовательский интерес и задают новые ракурсы. В своей работе HKW подходит к истории как источнику альтернативных сценариев. Эта организация предлагает новые формы взаимодействия и учреждает экспериментальное пространство на стыке искусства и теории. Сотрудничая с художниками, учеными, экспертами и деловыми партнерами из разных стран мира, она доносит их идеи до международной аудитории.

 

Федеральный фонд культуры Германии

 

Федеральный фонд культуры Германии реализует инновационные программы и проекты в международном контексте. В 2016 году, в связи с приближающимся столетним юбилеем Баухауса, фонд выделил средства на обширную междисциплинарную программу, посвященную историческому наследию, влиянию и современному значению этой школы. Программа Федерального фонда культуры Германии «Баухаус-2019» состоит из трех частей: юбилейной программы в Bauhaus Alliance, Фонда Bauhaus Today и образовательной программы для новых музеев Баухауса в Берлине, Дессау и Веймаре под названием Bauhaus Agents. Культурно-политический аспект этой деятельности определяется тем, что средства, выделяемые Федеральным фондом культуры Германии, отвечают долгосрочным задачам партнеров из «Объединения Баухауса», а также из других федеральных ведомств. С 2016 по 2021 год Федеральный фонд культуры Германии выделяет на реализацию программы «Баухаус-2019» 17,2 миллиона евро.

 

МУЗЕЙ СОВРЕМЕННОГО ИСКУССТВА «ГАРАЖ» — место, где встречаются люди, идеи и искусство, чтобы создавать историю.

Основанный в 2008 году Дарьей Жуковой и Романом Абрамовичем Музей является первой в России филантропической организацией, направленной на развитие современного искусства и культуры. Широкая программа выставочной, образовательной, научной и издательской деятельности, проводимая Музеем, отражает актуальные процессы, происходящие в русской и международной культуре, и создает возможности для публичного диалога, реализации новых художественных проектов и их критического осмысления. Центром этой деятельности является коллекция Музея — первый в стране архив, посвященный истории современного русского искусства с 1950-х годов до наших дней.

Первоначально институция размещалась в знаменитом здании Бахметьевского автобусного парка в Москве (в честь которого и получила свое название), спроектированном архитектором-конструктивистом Константином Мельниковым. В 2012 году Музей «Гараж» переехал в Парк Горького, во временный павильон, созданный японским архитектором Шигеру Баном. Еще через год рядом с павильоном открылся Образовательный центр Музея «Гараж». 1 мая 2014 года Центр современной культуры «Гараж» перешел в статус Музея современного искусства «Гараж».

12 июня 2015 года Музей «Гараж» открыл свое первое постоянное здание в Парке Горького — бывший ресторан «Времена года», памятник советского модернизма, построенный в 1968 году и реконструированный по проекту Рема Колхаса и бюро ОМА.

ФОНД РАЗВИТИЯ И ПОДДЕРЖКИ ИСКУССТВА «АЙРИС» (Iris Foundation) — некоммерческая организация, основанная Дарьей Жуковой в 2008 году для продвижения и развития современной культуры. Благотворительный фонд «Айрис» поддерживает деятельность Музея «Гараж» в России и во всем мире.

Музей современного искусства «Гараж» оставляет за собой право вносить изменения в выставочный план. За дополнительной информацией просьба обращаться в пресс-службу Музея (Ксения Коробейникова: k.korobeinikova@garagemca.org, +7 (916) 287-14-00).

Деятельность Музея современного искусства «Гараж» осуществляется при поддержке партнеров: UNIQLO, Группы ПИК, «Ингосстрах», BMW.

UNIQLO

UNIQLO разрабатывает функциональную, инновационную одежду. Основные принципы одежды LifeWear («одежда для жизни») — высокое качество вещей, их простота, долговечность и актуальность, независимо от стиля и образа жизни человека.

В рамках стратегического партнерства компании UNIQLO и Музея «Гараж» проводятся специальные программы и события. В 2017 году в Музее стартовала программа UNIQLO Free Friday Nights, уже ставшая традицией в ведущих мировых институциях, развивающих и поддерживающих современное искусство, — галерее Тейт в Лондоне и Музее современного искусства в Нью-Йорке. Каждую пятницу с 17:00 до 20:00 посетители «Гаража» могут бесплатно увидеть выставки Музея.

В магазине «UNIQLO Атриум» расположилась партнерская лаунж-зона Музея современного искусства «Гараж», где посетители могут отдохнуть и ознакомиться с книгами и журналами об искусстве, моде и современной культуре. В этом пространстве проходят бесплатные лекции и мастер-классы, а также специальные проекты, организованные Музеем.

Группа ПИК

ПИК — крупнейшая российская девелоперская компания, которая строит современное и комфортное жилье, продвигая в России новый подход к архитектуре и качеству жизни. Один из принципов ПИК — лаконичный дизайн с яркими цветовыми акцентами. Для создания концепций фасадов ПИК привлекает молодые архитектурные бюро, тем самым предлагая городу новые решения, подкрепленные технологической экспертизой.

Партнерство Группы ПИК и Музея современного искусства «Гараж» позволит объединить экспертизу создания общественных пространств, где будет интересно и удобно проводить время всем. Новые жильцы ПИК вместе с ключами от квартиры получат карту GARAGE, благодаря чему смогут бесплатно и без очереди посещать выставки и специальные мероприятия «Гаража» в течение года, а также получать скидки в книжном магазине и кафе Музея. В свою очередь посетители Музея смогут принять участие в мероприятиях, организованных при поддержке ПИК.

«ИНГОССТРАХ»

СПАО «Ингосстрах» работает на международном и внутреннем рынках с 1947 года. Компания занимает лидирующие позиции среди российских страховых компаний по сумме страховых взносов по добровольному страхованию, иному, чем страхование жизни. «Ингосстрах» осуществляет все виды имущественного страхования, добровольное медицинское страхование и страхование от несчастных случаев и болезней, установленные ст. 32.9 Закона РФ «Об организации страхового дела в Российской Федерации», а также перестраховочную деятельность. Компания присутствует в 149 населенных пунктах РФ. Представительства и дочерние компании страховщика работают в странах дальнего и ближнего зарубежья.

СПАО «Ингосстрах» занимается страхованием художественных и исторических шедевров, а также других ценных объектов. В течение многих лет компания оказывает услуги страхования крупнейшим музеям мира, включая музей Орсе, Государственный Эрмитаж, Государственную Третьяковскую галерею, Государственный Русский музей, а также многим частным коллекционерам.

Компания уже третий год является официальным страховым партнером Музея современного искусства «Гараж». Для «Ингосстраха» партнерство с «Гаражом» — важный этап в процессе расширения взаимодействия с ведущими музеями России и мира. Компания страхует музейные ценности, экспонируемые на выставках, а также совместно с «Гаражом» реализует широкий спектр специальных программ для посетителей.

BMW GROUP РОССИЯ

Концерн BMW Group уже давно ассоциируется с искусством благодаря своей легендарной коллекции BMW Art Car, в создании которой приняли участие такие художники, как Энди Уорхол, Джефф Кунс, Рой Лихтенштейн, Фрэнк Стелла и Сезар Манрике. С тех пор как в 1975 году французский автогонщик и ценитель искусства Эрве Пулен предложил расписать автомобиль художнику Александру Колдеру, признанные мастера со всего мира создали на базе автомобилей BMW 19 уникальных арт-каров. Немецкий концерн также связывает сотрудничество с Музеем Соломона Р. Гуггенхайма в Нью-Йорке и долгосрочные проекты с галереей Тейт Модерн в Лондоне и Национальной галереей в Берлине.

Музей «Гараж» вдохновляет людей на открытие нового своей ежедневной деятельностью, направленной на популяризацию искусства и культуры. Для концерна BMW Group партнерство с Музеем является ярким примером деятельности компании в сфере поддержки современного искусства в России. С 2017 года BMW Group оказывает содействие одному из ключевых проектов Музея «Гараж» — грантовой программе, а именно направлению «Искусство и технологии».


Я пойду!

Популярные статьи

Видео библиотека


Все видео

Конкурсы

Все конкурсы